Елена Лукина
Методика обучения диалогу детей шести-семи лет в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков. Ребенок 6 лет имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы, логично и последовательно выражает свои желания, переживания, мысли, а также корректно произносит все звуки, использует сложные предложения, что закладывает фундамент для успешной учебы в школе.
Публикация «Методика обучения диалогу детей шести-семи лет в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Особое значение для развития ребенка в дошкольном возрасте имеет диалогическая форма речи, с помощью которой формируются межличностные отношения, происходит овладение родным языком, определяется течение процесса социализации.
Диалог – первичная и естественная форма языкового общения. Она состоит из обмена высказываний, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которую могут изменять значение слова.
Несмотря на то, что все компоненты речи – словарный запас, грамматический строй, произношение, связная речь к 6-7 годам выходят у детей на новый уровень, дети не умеют длительно поддерживать диалог, соблюдать правила его ведения, недостаточно инициативы. Важен целостный подход к формированию диалогической речи, а не только обучение ответно – вопросной форме.
Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Задачи обучения дошкольников диалогу
1. Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствие с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения.
2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами:
сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности.
3. Организовывать парное взаимодействие в разнообразных видах
детской деятельности
4. Формировать творческие способности в речевом развитии дошкольников, умение целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками.
Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связана с выполнением общих речевых правил.
Правила ведения диалога
- соблюдать очерёдность в разговоре;
- выслушивать собеседника, не перебивая;
- поддерживать общую тему разговора, не отвлекаясь от неё;
- проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза;
- не говорить с полным ртом;
- говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
- использовать литературную лексику;
- строить своё высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно.
В ходе обучения можно использовать разнообразные методы и приёмы, которые помогут ребенку овладеть диалогической речью, такие как:
• разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог)
• беседы с детьми - подготовленные разговоры (индивидуальные и групповые)
• приём словесных поручений
• чтение литературных произведений
• специально организованные речевые ситуации
• игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)
• совместное рисование к иллюстрациям, аппликация, конструирование, художественный труд;
• прием совместного составления детьми рассказа;
• организация посещения детей другой группы.
Разговор
– это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
Позволяет оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической речи. Позволяет изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.
Условия организации разговора
• Воспитатель разговаривает с детьми всегда, в разное время. Разговор проходит в непринужденной, спокойной обстановке, а не на ходу.
• Начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен.
• С самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой.
• Ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали.
• Внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют.
• Необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия. Содержание разговоров отражает жизнь детей в детском саду и дома, поступки детей, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, впечатление о книгах и т. д.
Таким образом, повседневное общение оказывает огромное влияние на
развитие диалогической речи дошкольников.
Беседа
- это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный,
подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
Беседа играет важное значение для умственного и нравственного воспитания детей. Ценность беседы в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе вместе с мышлением развивается речь.
Тематика бесед:
• Темы, отражающие явления общественной жизни: «Наш детский сад», «Москва – столица нашей Родины», о родном городе, о том, что видели на почте, и др.
• Темы труда: работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки).
• Беседы, отражающие труд самих детей: «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».
• Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».
• Цикл бесед на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях.
• Беседы о природе: «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи».
• Беседы на морально-этические темы: о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».
Правила проведения беседы:
1. беседа не должна длиться долго
2. во время беседы воспитатель должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа
3. нельзя спрашивать одних и тех же детей
4. дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором
5. не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости
6. нельзя требовать от детей полных ответов
7. педагог должен быть готов оказать ребенку помощь в случае отклонения от темы.
Формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка.
Требования к вопросам:
• в вопросах не должно быть непонятных для детей слов
• нельзя задавать вопросы в отрицательной форме, так как они провоцируют детей на отрицательный ответ
• вопросы должны быть конкретными, четко сформулированными
• не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли
• количество вопросов не должно загружать, затягивать
• вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы.
Словесные поручения.
Для формирования диалогической речи используются словесные поручения. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья игрушек, передать что-либо родителям и т. д. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить картину, показать новому ребенку игрушки и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.
Чтение литературных произведений
- это также один из методов формирования диалогической речи. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры.
Особенно важными для развития диалогической речи имеет творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
ИГРЫ способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.
Дидактические игры.
Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2—3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др., а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника. В методике развития речи разработано много дидактических игр: «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них
используются разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.
1. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел).
Цели создания ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакты).
2. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме.» партнер дол-жен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».
3. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения, типа.
В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игры- инсценировки и игры-драматизации
объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
Итак, обучение диалогу детей шести-семи лет в образовательном процессе ДОУ играет важнейшую роль в ходе речевого развития дошкольника и занимает существенную часть в общей системе работы по развитию речи. Диалогическую речь можно назвать целью и средством практического овладения языком.