МААМ-картинки

Методика организации работы с дошкольниками по использованию различных техник рисования

Елена Первых
Методика организации работы с дошкольниками по использованию различных техник рисования

Важной особенностью занятий с использованием нетрадиционных техник изображения является творческая самостоятельность детей. Воспитатель не должен вторгаться в работу ребёнка, в его творчество. Такая работа хорошо помогает развивать художественное творчество дошкольников, проявлять им свою индивидуальность, что и является важнейшей задачей занятий по рисованию.

Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей. Комарова Т. С. называет следующие условия.

Публикация «Методика организации работы с дошкольниками по использованию различных техник рисования» размещена в разделах

• Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности в формировании личности и положения Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, мы считаем важным условием успешного овладения детьми изобразительной деятельностью взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание в работе с детьми должно уделяться развитию самостоятельности, предоставлению им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.

• Формирование детского творчества невозможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей.

• Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и разных видов художественной деятельности и искусства, разнообразной художественно-творческой деятельности детей и всего содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которой лежит образное познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательно-образовательной работы, построенной на основе интеграции.

• Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием.

• Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

Важно отметить, что в структуру занятий входят:

1. Организационный момент

2. Основная часть.

З. Практическая часть.

4. Самостоятельная работа детей

5. Анализ детских работ

1. Организационный момент.

- Создание интереса (вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, приёмов, с которыми дети будут работать; создание проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты).

Прекрасной мотивацией для выполнения творческой работы является фольклорное слово, дидактические и развивающие игры.

- Заранее подготовленное место работы.

2. Основная часть.

Воспитатель проводит вступительную беседу, стараясь заинтересовать детей и настроить их на творческий лад. Беседа носит воспитательный и творческий характер.

3. Практическая часть.

Далее следует объяснение по выполнению работы. Беседа сопровождается показом наглядного материала, демонстрацией приёмов работы, уделяется внимание последовательности выполнения работы. Роль взрослого – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств. Рисование требует от ребенка внимания, усидчивости, терпения, определенных усилий руки, поэтому перед самостоятельной работой детей применяю упражнения: рисование в воздухе, пальчиковую гимнастику, физминутки, которые позволяет в игровой форме снять детям напряжение.

4. Самостоятельная работа детей.

После беседы дети приступают к выполнению работ. В это время можно тихо включить аудиозапись - это создаёт благоприятную психологическую обстановку на занятиях по рисованию.

5. Анализ работ.

По окончании занятий работы вывешиваются на доске, детям предлагается возможность высказаться по поводу совершённой работы.

Это может быть: беседа, рассуждения, выбор понравившегося рисунка с точки зрения технических или творческих навыков и т. п.

Затем рабочее место приводится в порядок.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы :

• словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

• наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

• игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п.

Обучение с помощью нетрадиционных техник происходит в следующих направлениях:

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке, композиции одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Все нетрадиционные средства рисования решают несколько целей. Так, при использовании кляксографии ребенок учится экспериментировать с красками, создавать необычные образы, т. е. у него развивается воображение. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. А подключение пальчиков помогает придать изображению смысл. В то же время это полезно для артикуляционной гимнастики. Рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но ребенок получает новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Дети могут рисовать не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.

Сначала рисуют рука в руке с воспитателем, затем он показывает ребенку пример – на своем листочке и постепенно принцип рисования ребенок понимает.

В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание).

Сделать отпечатки ладошек – не менее весело и полезно, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает четкость движений пальцев.

Отпечатки ладошек дополняется недостающими элементами, и превращаем их в рыбок, птичек, солнышко и т. д. Детям можно предложить сначала сделать разноцветный отпечаток и рассмотреть – кто «спрятался» в этом отпечатке. В ходе рисования предлагать детям «расколдовать» спрятавшийся рисунок, совместно дорисовывая с ребенком недостающие детали карандашом или фломастером.

Можно предложить детям рисовать прямо на ладошках, в этот момент незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически активных точек.

При использовании штампов в рисовании реализуется так же множество целей. Материалы для самодельных штампов окружают на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала стоит попробовать реализовать несколько распространенных и отлично зарекомендовавших себя идей.

Чаще всего на своих занятиях с младшими дошкольниками используются самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, ластик на конце простого карандаша, дно или пробка от пластиковой бутылки, а также штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона.

Аккуратные оттиски у детей получаются не сразу. Здесь, как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.

На первом этапе штамповка происходит только рука в руке с воспитателем, постепенно с появлением уверенности у ребенка переходят к выполнению работы по подражанию.

При работе с крупами нужно показать ребенку как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Сначала показываются приемы рисования на манке пальчиками, это горизонтальные и вертикальные линии, круги. Затем предметы: мячик, солнышко, домик. В ходе занятий используются различные предметы для рисования палочки, грабельки и т. д.

Желание маленького ребенка рисовать ярко, можно реализовать при использовании поролоновой губки.

Рисование губкой позволяет быстро получить изображение, широкими мазками. На начальном этапе не ограничивают детей пределами контура (травка возле цыпленка, море под корабликом, небо). Но дети уже в 2 года могут рисовать и с использованием трафарета. Трафарет изготавливается из картона, а дети просто макают губкой внутри трафарета и получают нужное изображение.

Чтобы развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных средств рисования стало увлекательной игрой, важно использовать разнообразные игровые приемы, такие как пальчиковые игры, массаж рук пальцев и др.

В ходе рисования необходимо постоянно побуждать детей к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, предложить нарисовать снежные комочки, чтобы слепить снеговика, разноцветные клубочки для котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы и т. п. или поиграть: «Пальчики гуляют» : топ – топ – топ. Чаще всего используются потешки, небольшие стихи.

Рисование с использованием нетрадиционных средств детям очень нравится. За счет применения различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития общей моторной ловкости, мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику кляксографии и т. п. Именно нетрадиционные средства рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности.

При использовании нетрадиционных средств рисования воспитателю следует руководствоваться следующими ориентирами.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 – м годам:

• имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;

• знает и называет материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться (держит кисть и карандаш тремя пальцами, не слишком близко к рисующему концу; добивается свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; набирает краску только на ворс; перед тем как набрать краску другого цвета, хорошо промывает ворс в банке с водой; неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, накладывает штрихи в одном направлении);

• знает и называет цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, белый) и умеет правильно подбирать их для изображения предметов;

• умеет передавать различие предметов по величине;

• умеет ритмично наносить штрихи и пятна (трава, узоры на платье);

• умеет украшать изделие разными способами (узоры на сарафане, чашке, пасхальных яйцах);

• умеет рисовать линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие с дерева листья);

• умеет рисовать предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога);

• умеет сохранять положение пальцев некоторое время; переключаться с одного движения на другое, развивается точная координация движений;

• умеет правильно сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным;

• умеет создавать изображение отдельного предмета округлой, овальной, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);

• умеет создавать простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты (хвойный лес, ежик бежит по дорожке);

• знаком с нетрадиционными средствами рисования : пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, оттисками, печатками из разных материалов.

Работа по использованию нетрадиционных средств рисования способствует развитию не только мелкой моторики ребенка, но стимулирует проявления фантазии, воображения, наглядно – образного мышления, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста.

Итак, освоение нетрадиционных техник рисования очень интересно, и полезно. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практикеИспользование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике. Пластилин был придуман в 1897 году в Англии преподавателем.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Коллективная стенгазета с использованием различных техник изобразительного искусства к Международному Дню ЗемлиКоллективная стенгазета с использованием различных техник изобразительного искусства к Международному Дню Земли Земля – это планета, на которой мы живем, является для нас всех домом. Земля покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её моря и океаны.

Коллективная стенгазета с использованием различных техник изобразительного искусства «С Днём космонавтики!»Коллективная стенгазета с использованием различных техник изобразительного искусства «С Днём космонавтики!» На следующей неделе наша страна отмечает знаменательную дату - День Космонавтики. Мы по праву можем гордиться тем, что наша страна стала.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методическая разработка «Подарок для мамочки своими руками с использованием различных техник изобразительной деятельности»Методическая разработка «Подарок для мамочки своими руками с использованием различных техник изобразительной деятельности» Методическая разработка "Подарок для мамочки своими руками» с использованием различных техник изобразительной деятельности" Данная методическая.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Результаты работы с дошкольниками младшей группы по организации кружка дополнительного образованияРезультаты работы с дошкольниками младшей группы по организации кружка дополнительного образования В 2019-2020 учебном году с дошкольниками младшей группы были организованы занятия покружку дополнительного образования «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»(по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика организации работы с дошкольниками по использованию различных техник рисования
Опубликовано: 31 января 2022 в 15:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД