МААМ-картинки

Методика подготовки и проведения спектакля с детьми дошкольного возраста (часть 1)

Елена Горбатова
Методика подготовки и проведения спектакля с детьми дошкольного возраста (часть 1)

ВВЕДЕНИЕ

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Публикация «Методика подготовки и проведения спектакля с детьми дошкольного возраста (часть 1)» размещена в разделах

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

1. Составление сценария воспитателем.

Педагогика театра как средства воспитания заключается в собственно театральном процессе создания и показа спектаклей зрителям. Каждый детский сад в этом смысле — маленький педагогический театр. Театрально праздничная атмосфера детских представлений в дошкольных образовательных учреждениях тому доказательство и показатель воспитательной подсистемы педагогического театра в конкретном образовательном учреждении. Известное утверждение Н. В. Гоголя о том, что «театр — это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра», подчеркивает воспитательную функцию театра. Такие родовые особенности театра, как коллективность, синтетичность, литературно-драматургическая текстовая основа спектакля, зрелищность и коммуникативность сценического действия, позволяют выстроить «театральную кафедру» как воспитательную систему педагогического театра детского сада.

Согласно известному профессиональному театральному словарю П. Пави понятие «педагогический театр» в теории и истории театра рассматривается как «дидактический театр». Дидактическая пьеса призвана наставлять зрителя, пропагандировать «философскую или политическую идею». Дидактический театр нацелен на воспитание Зрительской аудитории, поучение, извлечение «урока для своей частной или общественной жизни». Любая постановка Спектакля с детьми в ДОУ отвечает задачам воспитания и (развития театрализованной деятельности дошкольников. Но только профессионально осуществленный режиссерский процесс постановки спектакля может создать феномен педагогического театра.

В театральном наследии К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко имеются размышления о функциях режиссера, которые в профессио-нальном театре ранжируются от художественно-постановочной к организационной и педагогической. Выдающиеся реформаторы акцентировали важность воспитательного воздействия процесса постановки спектакля па всех его участников. В условиях постановки в детском саду приоритетными служат педагогическая и воспитывающая функции.

Как правило, постановку детских спектаклей в ДОУ осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, занимающиеся организацией театрализованной деятельности детей. В связи с этим им необходимо овладевать технологиями режиссерской постановочной работы. Проектирование всех ее этапов осуществляется на основе разработки режиссерского постановочного плана будущего спектакля, который служит развернутым планом постановочного замысла детского спектакля. Это необходимая часть организационной, постановочной работы, отражающая этапы, ход и проектирование результатов. Данный план представляет собой алгоритм пошаговых действии постановщика, отвечающего на ключевые вопросы режиссерского замысла.

Алгоритм режиссерского постановочного плана

Задача/постановка проблемы Этап

Какое произведение взять к постановке? Какова сложность развития действия в выбранном произведении'? Анализ драматургического произведения для детей или разработка инсценировки, сценария сказки или произведения детской литературы

В чем конфликт?

В чем экспозиция действия?

Где завязка конфликта и действия?

Как развивается действие по фактам: что происходит, какие персонажи вовлечены в развитие действия?

Где кульминация?

В чем смысл развязки? Анализ драматургии текста. Выявление конфликта, драматургической структуры: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки

Сколько действующих лиц в исходном варианте пьесы? Как распределить роли? Сколько действующих лиц нужно включить (добавить или сократить, чтобы у каждого ребенка была роль? Определение количества действующих лиц в соответствии с количеством детей в группе, планирование исполнителей на роли из числа имеющихся в группе детей, взрослых — педагогов или родителей на возрастные роли. Деление на главные и второстепенные роли в детском спектакле не допускается, у каждого ребенка должна быть роль

Сколько времени необходимо и до-статочно для работы над этим спектаклем с этой группой детей? Определение сроков постановочной работы, планирование даты премьеры спектакля. Размещение анонса спектакля на сайте ДОУ

Кого из педагогических работников, родителей привлечь в качестве по-мощников? Планирование взаимодействия с педа-гогическими работниками, родителями, ведение переговоров, достижение согласия и условий сотрудничества

В чем замысел спектакля?

Какова актуальность постановки конкретного спектакля в конкретном детском саду, группе? Определение и формулирование акту-альности выбора произведения для постановки

О чем произведение, принятое к по-становке?

Какова тема и идея автора пьесы? Определение и формулирование темы и идеи

Каково художественное стремление режиссера в этой постановке?

Какая мысль должна объединить все ком-поненты спектакля? Какую мысль, идею хотел бы донести режиссер до зрителя? Определение и формулирование сверх-задачи спектакля

Каков событийный ряд? В чем исходное, основное, центральное и главное события событийного ряда? Как вовлечены и связаны герои пьесы? Построение событийного ряда постановки (исходное, основное, центральное, главное события)

Как будет организовано театральное пространство? Где будет играться спектакль? Как в соответствии с замыслом распределить сценическую и зрительскую зоны'' Определение места и условий подготовки и показа спектакля

Какими будут декорации постановки'? Что для этого можно использовать из имеющихся ресурсов, а что надо сделать? Разработка эскизов декораций. Опре-деление предметов мебели и интерьера в качестве выгородки для определения места и условии действия в «репетиционном» процессе

Как действия будут происходить на сцене? Проектирование развития событий в мизансценах (мысленно или в эскизах)

Какими будут костюмы и грим? Что можно использовать из имеющегося в костюмерной, а что надо приобрести или сшить? Разработка эскизов костюмов и грима. Подготовка сметы расходов на приоб-ретение или пошив костюмов

Какой реквизит понадобится'? Определение перечня реквизита для исполнителей

Каким будет звуковое (музыкально- шумовое) оформление спектакля?

Какая фонограмма?

Потребуется ли исполнение музыкальных или хореографических произведений? Планирование музыкально-шумовою оформления. Подбор и запись фоно-граммы. Отбор музыкальных и хорео-графических произведений для исполнения

Каким будет световое оформление спектакля? Определение световых точек в развитии действия

Какими будут афиша и программки? Определение полноты сведений об авторах и участниках спектакля. Определение списка всех участников и помощников спектакля. Разработка эскизов афиши и программки. Внесение всей необходимой информации о спектакле в афишу и программку

Какой игровой, этюдный материал использовать для работы?

Как организовать разучивание и запоминание текста детьми? Планирование работы. Отбор текстов упражнений, игр, этюдов. Разработка конспектов, этапов разучивания текстов

Как будет организован премьерный показ спектакля? Планирование премьеры

Как организовать фото- и видеосъемку спектакля? Определение помощников, ответственных за видео- и фотосъемку

Как подвести итоги и сделать выводы? Подготовка и размещение итоговой статьи на сайте ДОУ. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения.

1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.

4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

5. Показ спектакля гостям.

2. Подготовка спектакля с дошкольниками.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

- воспитание у ребенка основ общей культуры.

- приобщение детей к искусству театра.

- развитие творческой активности и игровых умений детей.

Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям:

-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: "Катя, попляши пожалуйста". (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под "Гопачок" укр. нар, мелодию).

Катя: Я - кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню " Куколка" муз. Красева).

Я спрашиваю у детей:

- хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";

- постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Например, упражнение на звуковое воображение:

Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.

Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я:

- ящерка;

- ветерок;

- макаронина;

- рыбка;

- книжка;

и т. д.

Публикации по теме:

Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР Университет для педагогов логопедической группы «Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР» Подготовила: Приходько А. М.

Дети и экзамены: методика психологической подготовки, рекомендации Незаметно приблизился конец учебного года, а это означает, что на носу у школьников и студентов написание различных итоговых работ и сдача.

Карта анализа подготовки и проведения занятий по РЭМП Карта анализа подготовки и проведения занятий по РЭМП Дата проведения занятия ___ Возрастная группа ___ Количество.

Методика проведения беседы обобщающего типа Влияние беседы на умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей Беседа-это целенаправленное обсуждение чего либо, организованный,.

Методика подготовки и проведения экскурсий в ДОУ с детьми 4–7 лет Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения.

Праздник без подготовки для детей младшего дошкольного возраста «Мы теперь уже большие!» «Мы теперь уже большие» (праздник без подготовки для детей младшего возраста) Дети под музыку входят в зал. Музрук встречает и предлагает.

Организация и методика проведения прогулки ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка.

Особенности подготовки и проведения праздников с детьми с Тмнр Особенности подготовки и проведения праздников с детьми с ТМНР. Дети ТМНР - это дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития,.

Памятка для педагогов «Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста» Памятка для педагогов на тему «Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста» Методика проведения подвижной.

Методика организации и проведения народных подвижных игр с детьми дошкольного возраста Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика подготовки и проведения спектакля с детьми дошкольного возраста (часть 1)
Опубликовано: 7 сентября 2019 в 21:35
+70Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД