Мария Никифорова
Методика проведения диагностики ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика диагностического этапа состоит из четырех этапов.
Первый этап:
На первом этапе мы проводим наблюдение :
за методикой работы воспитателя на занятиях аппликацией,
за детьми в процессе занятия, для выявления уровня развития ручной умелости в аппликативной деятельности.
Первый этап включал 2 задания.
Задание 1. Тема: «Сделай аппликацию из цветной бумаги».
Цель: выявить;
-наличие интереса;
-умение детей задумывать образ;
-наличие самостоятельных навыков и умений в аппликации;
Публикация «Методика проведения диагностики ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Диагностика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
-качество производимых разрезов (ровно по задуманной линии, по прямой, амплитуда движений и т. д.)
Методика проведения :
Воспитатель говорит: «У вас на столе лежат знакомые вам инструменты. С их помощью нужно сделать аппликацию, какую захотите, все что желаете изобразить» Дети выполняют аппликацию.
Материалы и оборудование: для проведения диагностики предварительно на отдельном столе расположены инструменты для работы над аппликацией: листы цветной бумаги, ножницы, клеенка для наклеивания элементов аппликации, клей, кисть для клея, подставку для кисти, салфетку для промачивания изделия.
В конце занятия в индивидуальных условиях дети отвечают на вопросы воспитателя.
Что ты хотел (ла) сделать а аппликации?
Получилось ли это сделать?
Легко или тяжело было выполнять работу?
Как ты думаешь, почему было легко (тяжело) выполнять аппликацию?
Чья работа тебе больше понравилась?
Цель вопросов выявить:
1. отношение детей к полученному продукту.
2. Оценка трудностей, которые испытывали дети при работе (в задумке образа, в процессе вырезания, в оценке качества продукта).
На следующем занятии проводим пробное экспериментальное занятие с подгруппами детей.
Задание 2. Тема: «Рисование ножницами»
Цель: Апробировать с детьми их возможности самостоятельно:
вычленять силуэт;
определять последовательность вырезания формы;
оценивать их отношение к новому виду деятельности в аппликации;
оценивать качество ручных умений.
Методика проведения : Перед выполнением работы дети обследовали готовую продукцию, им предлагалось вырезать такую же красивую вазу, затем мы задаем детям наводящие вопросы:
Посмотри на эту вазу, как ты будешь ее вырезать?
Что ты вырежишь сначала, а потом?
С какой стороны ты будешь вырезать?
Материалы и оборудования: лист цветной бумаги, ножницы.
Для определения показателей выполнения данной методики, нами были выделены следующие уровни:
Высокий уровень-правильное выполнение задания.
Средний уровень-испытывают небольшие затруднения.
Низкий уровень-неправильное выполнение задания.
Второй этап.
В основу второго этапа вошла проверка условий организации развивающей среды, для развития самостоятельной аппликативной деятельности детей.
Цель исследования данного этапа:
анализ предметно-развивающей среды
анализ условий для самостоятельной деятельности детей.
Третий этап.
На третьем этапе мы ставим перед собой одну задачу.
Задача 1. Провести анализ планов.
Цель: провести анализ календарных планов для выявления методики и формы работы с детьми (наличие или отсутствие показа, методы работы при затруднении детей, право ребенка свободно ходить и действовать и т. д.)
Четвертый этап.
На четвертом этапе, мы проводим анкетирование родителей.
Цель анкетирования: выявить общую тенденцию. Понимание родителями значения занятия аппликацией в развитии ребенка 7 года жизни.
Вопросы для анкеты:
1. Какое значение имеет аппликация в развитии ребенка?
2. Достаточно ли количество занятий в детском саду для развития самостоятельности в аппликации воспитанников подготовительной группы?
3. Занимаетесь ли Вы в домашних условиях с ребенком аппликацией? Как часто?
4. Создается ли аппликация совместными усилиями Вас и ребенка?
5. Какую роль Вы играете в процессе создания аппликации?
6. В чем проявляется самостоятельность ребенка в процессе создания аппликации?
7. Какие работы Вы можете предоставить для конкурса «Лучшая домашняя аппликация»