Папки-передвижки

Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов

Людмила Владимировна Абалмазова
Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов
▼ Скачать + Заказать документы

Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов.

I. Сбор анамнестических данных.

II. Изучение уровня речевой коммуникации.

Цель: выявить общий кругозор ребёнка, выяснить, понимает ли ребёнок речь, может ли выразить свои мысли, пользуется ли формами речевого этикета.

Методы : беседа с родителями, беседа с ребёнком, наблюдение за ребёнком в свободной деятельности и при общении с другими детьми.

Публикация «Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов» размещена в разделах

В процессе наблюдения за ребенком следует обращать внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, слушать товарища.

Критерии оценки :

1. Ребенок активно общается, общается с учетом ситуации, последовательно выражает свои мысли, использует в своей речи речевой этикет. Высокий уровень: 3 балла.

2. Ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении, но чаще по инициативе других, использует речевой этикет непостоянно. Это средний уровень– 2 б.

3. Ребенок малоактивен, малоразговорчив в общении со взрослыми и детьми, невнимателен. Это низкий уровень -1 балл.

III. Исследование поведения, эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей ребёнка.

Результаты носят качественную оценку и позволяют подобрать методы коррекционной деятельности с учётом выявленных особенностей.

IV. Исследование неречевых психических функций.

1. Исследование слухового восприятия.

• Задание 1. Узнавание и различение контрастного звучания музыкальных инструментов.

• Задание 2. определение направления звука.

• Задание 3. Ребенку предлагается отхлопать ритмический рисунок вслед за логопедом.

Критерии оценки :

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -9.

7-9 баллов – высокий уровень развития слухового восприятия.

3-6 баллов – средний уровень.

0-3 балла – низкий уровень.

2. Исследование зрительного восприятия.

• Задание 1. Различение и соотнесение цветов.

4 года – ребёнку предлагается показать карточки основных цветов.

5 лет – задание такое же, но добавляются оранжевый, голубой, розовый цвета.

6 лет – усложняется задание, добавлением фиолетового, коричневого и серого цвета.

• Задание 2. Восприятие формы.

Ребёнок выбирает по просьбе логопеда из предложенных фигур:

4 года – круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб.

5 лет - круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник.

6 лет - круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник, цилиндр.

Критерии оценки : аналогичные см. 4.1

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -6.

5-6 баллов – высокий уровень развития зрительного восприятия.

2-4 балла- средний уровень.

0-2 балла – низкий уровень.

3. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

• Задание 1. Ориентация в пространстве.

По просьбе логопеда ребёнок показывает предметы, которые находятся:

4 года – вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему.

5 лет - вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему и т. д.

6 лет - вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему, слева и справа от него, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху.

• Задание 2. Ориентировка в схеме тела.

Ребенок показывает последовательно:

4 года – правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.

5 лет – правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.

6 лет – правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо.

• Задание 3. Складывание картинок из частей.

4 года – ребенок складывает последовательно картинки из 2, 3, 4-х частей ориентируясь на картинку с целым изображением.

5 лет – ребенку предлагается сложить картинки из 4-6 частей с разными видами разрезов. Опора на целое изображение обязательна.

6 лет – предлагаемые картинки состоят из 6-8 частей со сложными разрезами.

• Задание 4. Складывание фигур из палочек.

4 года – ребенок складывает из 4-х палочек «стульчик» «кроватку» и из 5-ти палочек «лесенку», ориентируясь на образец.

5 лет – из 6-ти палочек «домик» и «ёлочка», из 7-ми – «лесенка» по образцу.

6 лет – из 6-ти палочек «елочка» и «дерево», из 7-ми – «лодочка» и «лесенка» складываются по памяти.

Критерии оценки : (те же)

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -12.

10-12 баллов – высокий уровень развития пространственных представлений.

5-9 баллов средний уровень.

0-4 балла – низкий уровень.

V. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Результаты : отмечаются аномалии и особенности строения губ, зубов, прикуса, языка, твердого и мягкого неба.

VI. Исследование состояния моторной сферы.

1. Состояние общей моторики.

Задания.

4 года – прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать (логопед показывает упражнение).

5 лет - прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку, попрыгать на правой и левой ноге.

6 лет - прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.

Критерии оценки :

3 балла – высокий уровень развития общей моторики

2 балла – средний уровень (основные упражнения ребенок выполняет, некоторые могут вызывать затруднение, объем движений может быть недостаточен, незначительное нарушение координации).

1 балл – низкий уровень (упражнения выполняются неточно, в малом объёме, ребёнок двигательно неактивен, темп замедленный, наблюдается нарушение координации движений).

2. Состояние ручной моторики.

• Задание 1. Кинестетическая основа движений.

4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы правой руки, потом левой.

5 лет – одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук.

6 лет – одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой, обеих рук.

• Задание 2. Кинетическая основа движений.

4 года – поочерёдно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой, потом на левой руке; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)

5 лет – упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.

6 лет –см выше + правой рукой и левой.

• Задание 3. Навык владения карандашом.

4 года – умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги 5 лет – умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека 6 лет - умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека Задание 4. Манипуляции с предметами.

4 года – застегнуть, расстегнуть пуговицы, переложить мелкие предметы из одной руки в другую.

5 лет – застегнуть, расстегнуть пуговицы, завязать, развязать шнурки.

6 лет - застегнуть, расстегнуть пуговицы, завязать, развязать шнурки, выполнить ножницами прямой и косой разрез, вырезать круг из квадрата.

Критерии оценки : аналогичные (4.1)

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -12.

10-12 баллов – высокий уровень.

5-9 баллов – средний уровень

0-4 балла – низкий уровень (не смог выполнить все движения, малый объём, нарушение мышечного тонуса, нарушена переключаемость).

3. Состояние мимической мускулатуры.

4 года – выполнить по подражанию следующие движения: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щёки.

5 лет - закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови;

6 лет -наморщить нос, надуть правую щёку, левую щёку, втянуть правую щёку, втянуть левую щёку.

Критерии оценки :

3 балла – высокий уровень развития мимики.

2 балла – средний уровень (основные упражнения ребенок выполняет, некоторые могут вызывать затруднение, объем движений может быть недостаточен, наблюдаются единичные синкинезии, незначительно нарушен мышечный тонус).

1 балл – низкий уровень (ребенок не может выполнить заданное движение, основные упражнения выполняются неточно, в малом объёме)

4. Состояние артикуляционной моторики.

Задания выполняются ребёнком по подражанию.

• Упражнения для нижней челюсти.

4 года – открыть и закрыть рот.

5 лет - открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков.

6 лет - открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо – влево.

• Упражнения для губ.

4 года – «улыбка», «трубочка».

5 лет - «улыбка», «трубочка», чередование этих упражнений.

6 лет - «улыбка», «трубочка», чередование этих упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

• Упражнения для языка.

4 года – показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», «качели», «маятник».

5 лет - показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», чередование этих упражнений; «качели», «маятник».

6 лет - показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», чередование этих упражнений «качели», «маятник»; «вкусное варенье».

• Упражнения для мягкого нёба.

Широко открыть рот и зевнуть.

Критерии оценки :

3 балла – высокий уровень.

2 балла – средний уровень (объем движений может быть недостаточен, наблюдаются единичные синкинезии, незначительно нарушен мышечный тонус.

1 балл – низкий уровень (ребенок не может выполнить заданное движение) VII. Исследование состояния импрессивной речи.

1. Состояние пассивного словаря.

• Задание 1. Понимание существительных.

Для исследования используются листы с картинками по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь» и т. д.

4 года – ребёнок показывает куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки.

5 лет – к перечисленным выше предметам добавляется яблоко, груша, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку и сиденье стула, ножки стола.

6 лет – добавляем кошку, собаку, корову, медведя, лису, белку, автобус, трамвай, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабину грузовика.

• Задание 2. Понимание обобщающих понятий.

Логопед просит показать ребёнка показать несколько предметов, относящихся к одному понятию.

4 года – ребенок должен показать несколько игрушек, предметов обуви и одежды.

5 лет – выбирает картинки по следующим понятиям «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные»,.

6 лет – те же + «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Транспорт».

• Задание 3. Понимание действий.

4 года – по просьбе логопеда ребенок показывает на картинках, где девочка стоит, сидит, лежит, идёт;

5 лет – ребёнок показывает, кто летит, плывёт, идёт, прыгает, ползает.

6 лет – ребёнок показывает, кто строит, убирает, продает, покупает.

• Задание 4. Понимание признаков.

Ребенок показывает по предложенным картинкам :

4 года – большая и маленькая чашка, красный, синий, зеленый и желтый шар. 5 лет – круглое, квадратное, треугольное и овальное печенье, горячее и холодное, горькое и сладкое.

6 лет – прямоугольная и многоугольная салфетки, молодой и старый человек.

Критерии оценки :

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -12.

10-12 баллов – высокий уровень развития пассивного словаря.

5-9 баллов – средний уровень.

0-4 балла – низкий уровень.

2. Понимание различных форм словоизменения.

• Задание 1. Дифференциация ед. и мн. числа существительных.

По просьбе логопеда ребенок показывает на картинках:

4 года – дом – дома, кот – коты, кукла – куклы.

5 лет – глаз – глаза, стул – стулья, лист – листья, окно – окна.

6 лет – рукав – рукава, пень – пни, гнездо – гнёзда, перо – перья, ухо – уши.

• Задание 2. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами.

4 года – мяч в ведерке, на ведерке, у ведерка.

5 лет – котёнок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, под креслом.

6 лет - котёнок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, под креслом, ходит по креслу, выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, прыгает со шкафа, качается (на шторе) над креслом.

• Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

4 года – стол, столик, машина, машинка, ведро, ведёрко.

5 лет – носок, носочек, чашка, чашечка, окно, окошечко.

6 лет – нож, ножичек, рукавица, рукавичка, одеяло, одеяльце.

• Задание 4. Дифференциация ед. и мн. числа глаголов.

4 года – кошка сидит, кошки сидят, слон идёт, слоны идут.

5 лет – птица летит, птицы летят, машина едет, машины едут.

6 лет – мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят.

• Задание 5. Дифференциация глаголов с различными приставками.

4 года – девочка наливает воду в чашку, выливает воду, поливает цветы.

5 лет – птица вылетает из клетки, влетает в клетку.

6 лет – мальчик переходит дорогу, перебегает дорогу, подбегает к дому.

Критерии оценки : см. выше

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -15.

12-15 баллов – высокий уровень.

6-11 баллов – средний уровень.

0-5 баллов – низкий уровень.

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

• Задание 1. Понимание предложений.

Ребенок показывает картинки по просьбе логопеда.

4 года – Мальчик поздравляет девочку.

5 лет – Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.

6 лет – Бабочка сидит на распустившемся цветке. Бабочка сидит на нераспустившемся цветке.

• Задание 2. Понимание текста.

4 года – сказка «Репка». Логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка, и задает по ней ряд вопросов и заданий.

5 лет – сказка «Колобок».

6 лет – сказка «Теремок».

Критерии оценки : см. выше

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -6.

5-6 баллов – высокий уровень.

2-4 балла - средний уровень.

0-2 балла– низкий уровень.

4. Состояние фонематического восприятия.

4 года – ребё нок последовательно показывает на картинках следующие пары: кит – кот, дом – дым, уточка – удочка, киска – миска, коса – коза.

5 лет - ребё нок последовательно показывает на картинках следующие пары: мышка – мишка, почка – бочка, катушка – кадушка, корка – горка.

6 лет - ребё нок последовательно показывает на картинках следующие пары: мышка – мошка, пашня – башня, сова – софа, крот – грот, лук – люк.

Критерии оценки :

За каждую дифференцируемую пару слов -1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

7-8 баллов – высокий уровень развития фонематического восприятия.

4-6 баллов – средний уровень.

0 -3 балла – низкий уровень.

VIII. Исследование состояния экспрессивной речи.

1. Характер экспрессивной речи.

Цель: определить характер и особенности экспрессивной речи ребёнка.

Критерии оценки :

I уровень речевого развития. Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ребенок произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукопродражания. Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов.

II уровень речевого развития. Пользуется ребёнок простой фразой. Фраза аграмматичная, структурно нарушенная. Активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена.

III уровень речевого развития. Ребёнок пользуется развёрнутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка. Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

Особенности речи.

Необходимо отметить склонность к эхолалии, наличие речевых штампов.

Данный раздел содержит только качественную оценку характера речи.

2. Состояние активного словаря.

• Задание 1. Состояние номинативного словаря.

Ребёнок называет по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

4 года – игрушки, посуда, одежда, обувь.

5 лет – мебель, овощи, фрукты, птицы.

6 лет – ягоды, насекомые, животные, транспорт.

• Задание 2. Умение называть части предметов и объектов.

4 года – назвать, изображенные на картинках ноги, руки, голову, глаза, уши, спинку стула, сиденье и ножки стула, кузов и колеса машины.

5 лет – ребёнок называет нос, рот, шею, живот, грудь, рукав, воротник, пуговицу, кабину и руль машины.

6 лет – ребенок называет локоть, ладонь, затылок, висок, манжету, петлю для пуговицы, фары и мотор машины.

• Задание 3. Знание обобщающих слов.

Ребёнок должен назвать одним словом предметы, изображенные на картинках.

4 года – мяч, кукла, машинка; рубашка, платье, шорты; тапки, туфли, ботинки.

5 лет – стул, стол, шкаф; огурец, помидор, морковь; яблоко, банан, апельсин; воробей, голубь, сова.

6 лет – клубника, смородина, черника; муха, комар, бабочка; кошка, собака, корова; самолёт, автобус, машина.

• Задание 4. Знание антонимов.

6 лет – подобрать слова – «наоборот» : друг – враг, горе -, легкий -, давать -, добро -, горячий - ….

Задание 5. Состояние предикативного словаря.

4 года – ребенок отвечает на вопросы с опорой на картинки.

Что делает мальчик? (ест). Что делает девочка? (спит).

5 лет – ребенок отвечает на вопросы логопеда.

Как передвигаются птицы, рыбы, змея, лягушка, человек? Как подают голос звери?

6 лет – ребенок отвечает на вопросы логопеда.

Как подают голос животные? Ворона каркает.

Задание 6. Называние цветов.

Ребенок называет предъявленные цвета.

4 года – красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.

5 лет –основные + оранжевый, голубой.

6 лет – к тем же + серый, фиолетовый.

• Задание 7. Назови какой формы?

Ребенок называет форму предмета с опорой на картинки.

4 года – Мяч какой? (круглый). Платок какой? (квадратный).

5 лет – Солнце какое? (круглое). Печенье какое? (квадратное). Косынка какая? (треугольная). Огурец какой? (овальный).

6 лет – аналогично

Критерии оценки : см. выше

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -21 (Для детей 6 лет).

19-21 балл – высокий уровень.

8-18 баллов - средний уровень.

0-7 баллов – низкий уровень.

Максимальный балл для детей 4-5 лет -18.

16-18 баллов – высокий уровень.

7-15 баллов – средний уровень.

0-6 баллов – низкий уровень.

3. Состояние грамматического строя речи.

• Задание 1. Изменение существительных по числам.

Ребенок образовывает форму множественного числа существительных по аналогии с опорой на картинки.

4 года – стол – столы, кот – коты, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки, окно – окна.

5 лет – рот – рты, лев – львы, река – реки, ухо – уши, кольцо – кольца.

6 лет – глаз – глаза, лист – листья, стул – стулья, дерево – деревья, пень – пни, воробей – воробьи.

• Задание 2. Изменение существительных по падежам.

Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.

4 года – Что есть у мальчика? (мяч). Чего нет у мальчика? (мяча).

5 лет – Ответить на вопрос «Чего много?» по картинке.

Много шаров, ключей, берез, ложек, окон.

6 лет - Ответить на вопрос «Чего много?» по картинке.

Много карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.

• Задание 3. Согласование прилагательных с существительными.

4 года – красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.

5 лет – оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.

6 лет – фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

• Задание 4. Употребление предложно-падежных конструкций.

Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.

4 года – Где стоит ваза? (На столе).

5 лет – Где сидит снегирь? (На дереве).

6 лет – Где лежит мяч? (Под столом).

• Задание 5. Согласование числительных с существительными.

Ребенку предлагается сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»

4 года – два кота, пять котов, две машины, пять машин.

5 лет – два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон.

6 лет – два пня, пять пней, два воробья, пять воробьёв, две шали, пять шалей,

• Задание 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

4 года – стол – столик, чашка – чашечка, сумка – сумочка, ведро – ведерочко.

5 лет – забор – заборчик, носок – носочек, лента – ленточка.

6 лет – палец – пальчик, изба – избушка, крыльцо – крылечко, кресло – креслице.

• Задание 7. называние детёнышей животных.

Ребенок продолжает предложение, начатое логопедом с опорой на картинки.

4 года – У кошки – котенок. У лисы – лисёнок. У утки – утёнок. У слонихи – слоненок.

5 лет – У зайчихи – зайчонок. У волчицы – волчонок. У белки – бельчонок. У козы – козлёнок.

6 лет – У медведицы – медвежонок. У бобрихи – бобренок. У барсучихи – барсучонок. У собаки – щенок. У коровы – теленок.

Доп. задания для детей 6 лет.

• Задание 8. Образование относительных прилагательных.

Стол из дерева какой?- деревянный. Аквариум из стекла.

Задание 9. Образование притяжательных прилагательных.

Очки бабушки (чьи)- бабушкины. Туфли мамы - … Задание 10. Образование приставочных глаголов.

• Задание 11. Образование глаголов совершенного вида.

Составить предложения по картинке.

Девочка строит дом. – девочка построила дом.

Критерии оценки : см выше

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -21 (для детей 4-5 лет).

19-21 балл – высокий уровень.

8-18 баллов - средний уровень.

0-7 баллов – низкий уровень.

Максимальный балл для детей 6 лет -33.

30-33 балла – высокий уровень.

12-29 баллов – средний уровень.

0 – 11 баллов – низкий уровень.

4. Состояние связной речи.

Цель: выявить уровень развития связной речи.

Методы : выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

• Задание 1. Составление предложения по предметной картинке.

• Задание 2. Составление предложения по картинке с действием.

• Задание 3. Составление рассказа по сюжетной картинке. Картинка должна содержать сюжет хорошо знакомый ребенку.

• Задание 4. Составление рассказа – описания.

• Задание 5. Составление рассказа по серии картинок (Для 6 лет).

• Задание 6. Составление рассказ из личного опыта (для 6 лет).

• Задание 7. Пересказ. Прочитав рассказ из нескольких предложений, логопед задает ребенку вопросы по содержанию. Затем рассказ ещё раз перечитывается, предлагается план рассказа. После этого ребенок пересказывает рассказ.

Критерии оценки.

3 балла –Рассказ последователен, не нарушены временные и причинно-следственные связи. Предложения построены грамотно.

2 балла – при выполнении задания отмечались единичные не грубые ошибки. Предложения построены правильно, но возможна упрощенная структура высказывания. Использовалась помощь логопеда (наводящие вопросы).

1 балл – ребенок с трудом справился с заданием при помощи логопеда. Предложения простые. Возможно искажение содержания, нарушение временной последовательности действий. Характерно перечисление отдельных предметов и действий.

0 баллов – ребенок не выполняет задание.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальное количество баллов – 15 (для 6 лет – 21 балл).

Высокий уровень развития связной речи – 13-15 (18-21)баллов.

Средний уровень – 7-12 (8-17)баллов.

Низкий уровень – 0-6 (0-7) баллов.

5. Исследование фонетической стороны речи.

1. Исследование звукослоговой структуры слова.

Ребенок повторяет за логопедом слова и предложения с опорой на картинки.

4 года – кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

5 лет – самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни.

6 лет – тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. Регулировщик руководит движением на перекрёстке. Критерии оценки.

Высокий уровень – звукослоговая структура не искажена.

Средний уровень – наблюдается незначительное искажение структуры слова: возможны пропуски согласных при стечении, перестановки слогов в многосложных словах, при этом структура слова не изменяется.

Низкий уровень – грубое искажение структуры слова.

2. Состояние звукопроизношения.

3. Состояние дыхательной и голосовой функции.

Отмечается тип дыхания, объём дыхания, продолжительность речевого выдоха, сила и модуляция голоса.

4. Особенности динамической стороны речи.

Отмечается темп, ритм речи, паузация, интонированность речевого высказывания.

5. Состояние фонематических функций.

Процедура проведения.

• Задание 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Ребенок повторяет за логопедом пары слогов :

4 года – ба – па, га-ка, да-та, ма-ба, ва-ка, на-ня.

5 лет – ба-па-ба, да –та –да, га-ка-га, за-са-за, та-тя-та.

6 лет – са-ша-са, жа-ша-жа, са-ца-са, ча-тя-ча, ла-ля-ла.

• Задание 2. Выделение начального звука в слове.

4-5 лет – Назови, какой звук в слове первый.

Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искры.

6 лет – мост, пол, дом, вода, кот, год, банка, тапки, нос, фартук, хлеб.

• Задание 3. Выделение конечного звука.

6 лет – Назови, какой звук слышен в конце слова.

Кот, сом, мох, суп, лимон, сок.

• Задание 4. Определение последовательности звуков в слове.

6 лет – Назови все звуки по порядку.

Кот, дом, вата, дубы.

• Задание 5. Определение количества звуков в слове.

6 лет – Посчитай, сколько звуков в слове.

Бык, дом, вата, банан.

• Задание 6. Составление слова из звуков.

6 лет – Какое слово получится из звуков.

Д, ы, м- дым, к,а,ш,а – каша, с,у,ш,а –суша.

• Задание 7. Придумай слово на заданный звук.

4-5 лет – слово на «А», «М», «О».

6 лет – слово на «И», «С», «Д».

• Задание 8. Отбери картинки на данный звук.

6 лет – найди картинки, названия которых начинаются на «А», «П», «Ш». Критерии оценки : см. выше

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -9 (для детей 4-5 лет).

7-9 баллов – высокий уровень.

4-6 баллов - средний уровень.

0-3 балла – низкий уровень.

Максимальный балл для детей 6 лет -24.

21-24 балла – высокий уровень.

10-20 баллов – средний уровень.

0 – 9 баллов – низкий уровень.

Публикации по теме:

Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей с общим недоразвитием речи ВВЕДЕНИЕ Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника.

Гарденотехнология — как средство сенсомоторного развития детей с общим недоразвитием речи. Автор-составитель: Москалу Ксения Алексеевна, учитель логопед, МАДОУ №131 Гарденотехнология - как средство сенсомоторного развития детей.

Гарденотехнология — как средство сенсомоторного развития детей с общим недоразвитием речи Видео Автор составитель:Москалу Ксения Алексеевна,учитель-логопед МАДОУ №131 “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь.

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Звук [О] в конце слова» Тема занятия «Звук О в конце слова» Цель – формирование фонематического восприятия • Задачи: • Закреплять понятие «гласный звук» • Закреплять.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи «Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи» Одна из главных задач, стоящая перед ребёнком дошкольного возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов
Опубликовано: 7 марта 2017 в 15:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Владимировна Абалмазова (УИ 1082647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД