Лучший педагог года

Методика работы по развитию представлений о комнатных растениях

Наталия Фролова
Методика работы по развитию представлений о комнатных растениях

Специальной методики работы для детей с ЗПР по развитию и уходу за комнатными растениями не существует, поэтому в практику работы внедрили методические рекомендации следующих авторов: М. М. Марковской «Уголок природы в детском саду», П. Г. Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой», «Мир природы и ребёнок», С. А. Веретенниковой «Ознакомление дошкольников с природой». И эти методики были адаптированы для работы с детьми старшей группы с ЗПР. у детей шестого года жизни. В результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними наблюдения за растениями уголка при роды становятся более устойчивыми. Учитывая это, педагог привлекает ребят к выполнению более сложных видов ухода за растениями, длительным (в течение нескольких дней и даже недель) наблюдением за развитие. Поэтому были определены средства, пути и способы достижения поставленной цели: чтобы поддержать интерес детей к работе, воспитатель систематически контролирует их, спрашивая, как растут растения, не появилось ли у них что нибудь новое. В уголке природы дети ведут систематические наблюдения, дежурные осуществляют повседневный уход за его обитателями. В дежурстве по уголку природы одновременно принимают участие несколько детей (до 3 - 4 в зависимости от количества обитателей). Воспитатель в течение года проводит 2 - 3 занятия, на которых знакомит детей с изменениями способа ухода за обитателями уголка (особенно растениями) в разные сезоны. С уходом за новыми его обитателями. «Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость. Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к их труду. Дежурные должны уметь договориться о том, что каждый будет делать, о последовательности операций». С. Н. Николаева предложила методику проведения дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста.

Публикация «Методика работы по развитию представлений о комнатных растениях» размещена в разделах

В старшей группе воспитатель большое внимание обращает на осознание детьми такого факта, что уход за растениями должен быть неодинаков. Знакомые детям приё мы ухода усложняются: воспитатель учит ребят поливать луковичные растения понемногу и не в край горшка, а в поддон, иначе луковица может загнить. Учитывая возросшие знания и умения, в уголок природы в старшей группе помещают растения, требующие более сложного ухода.

Воспитатель учит детей очищать от пыли ворсистые листья растения мягкой щёточкой, показывает, как это делается и объясняет, почему от капель воды на листьях этих растений остаются бурые пятна.

Детей в старшей группе учат более внимательно относиться к растениям, замечать в них изменения. Так педагог развивает мышление детей.

Чтобы укрепить интерес детей к растениям, на каждое занятие желательно приносить новое растение; воспитатель называет его, рассказывает о том, какие условия им необходимы, и как за ним ухаживать. В конце занятия целесообразны дидактические игры, в ходе которых закрепляются знания детей о растениях и умение рассказывать о них. Воспитатель следит, чтобы эти игры усложнились, активизируя мышление детей (например «Угадай цветок по описанию», «Для чего нужен предмет', «Похож - не похож», «Узнай, что изменилось».)

В старшей группе воспитатель при ознакомлении детей с комнатными растениями широко использует вопросы, ответы на которые требует предварительных наблюдений за ростом и развитием растений. В ходе занятий по ознакомлению с растениями или при систематических обсуждениях дежурств педагог спрашивает детей, что они заметили нового, предлагает им придуманы подобные вопросы самостоятельно и задать их друг другу.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление. Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т. е. причин, которые вызвали изменение, сравнение разных объектов.

Педагогом организуется пересадка растений как коллективная работа во вторую половину дня.

В марте - апреле проводится занятие по уходу и подкормке растений. В апреле - мае; воспитатель знакомит ребят ещё с одним способом размножения растений - черенкованием. После занятия воспитатель организует уход за черенками и наблюдает за их ростом. После того как черенки приживутся, можно провести повторное занятие по черенкованию - вырастить растения. Методика повторного занятия будет иная. Воспитатель не объясняет ход работы, а спрашивает у ребят, что нужно сделать дальше, почему нужно сделать именно так.

С дошкольниками можно создать и использовать самые разные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание, затем использование в учебном или воспитательном процессе. Можно выделить 3 типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений. 1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы. Он отражает состояние природы в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страниц календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря в старшей групп., рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным «месяцем» с четырьмя полными неделями по 7 дней; неживая природа представлена графой «погода» с семью окошечками на каждый день той недели, когда происходит наблюдение; живая природа - это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность, покров земли и животные, которых можно увидеть в это время. Заполнение календаря, т. е. Собственное моделирование, производится рисунком и значками в полном соответствии с наблюдениями. 2. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ. Это создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения и животного. Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых разных вариантах воспитательно - образовательной работы с детьми. 3. Календарь наблюдения за птицами.

«В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности».

Особенно хорошо размещать уголок природы в раздевальном помещении, т. к. растение и животные будут видеть родители, в месте с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.

Любовь к природе, интерес к растениям не всегда приходят сами собой. Лучшее средство в данном случае - экскурсии в природу с воспитателем, хорошо знающим местную флору и увлечённым своим делом. Во время таких экскурсий воспитатель имеет богатейшую возможность познакомить дошкольников с самыми разнообразными сторонами жизни растительного мира. Можно показать главнейшие растения данной местности, прежде всего деревья, кустарники, травы, рассказать об их наиболее интересных свойствах и особенностях, об их использование человеком. Говоря об отдельных растениях, полезно обратить

внимание на то, как каждое растение размножается, таким образом, распространяются семена.

Во время экскурсии можно затронуть вопросы, прямо касающееся охраны растительного мира. Прежде всего, следует показать непосредственно в природе те растения, которым грозит опасность уничтожения, которые нуждаются в охране. Если это красиво цветущие растения и их часто собирают для букета, надо объяснить, к каким последствиям приводит обрывание цветков у того или иного растения, почему это нельзя допускать.

Можно организовывать в дошкольном учреждении кружки юных друзей растений. Формы работы кружков могут быть очень разнообразны. Лучше всего вырастить редкие растения из семян, собрав их в природе или получив из ботанического сада. Однако при выращивании семян большинство многолетних трав зацветает не в первый год, а только через несколько лет. Сделав посев, нужно на протяжении довольно долгого времени ухаживать за всходами, своевременно их поливать, делать прополку сорняков и т. д. Эта работа интересна тем, что ребята смогут проследить различные стадии развития выращиваемого растения - от прорастания семян до цветения. Такая работа приносит и не малую пользу: она развивает наблюдательность, расширяет представления о растительном мире.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию представлений о комнатных растениях «Знакомство с фикусом» Тема: «Знакомство с фикусом» 2 младшая группа. Задачи: - Познакомить детей с комнатным растением – фикус (название, отличительные особенности.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Рассказы о комнатных растениях по схеме» Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: Рассказы о комнатных растениях по схеме. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение.

Консультация для воспитателей. Методика развития математических представлений по Методика развития элементарных математических представлений у детей до-школьного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается.

Методика Дж. Кюизенера как средство развития математических представлений детей дошкольного возраста Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так.

Методика формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предметов Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в.

Методика работы по сенсорному развитию детей первой младшей группы Методика работы по сенсорному развитию детей первой младшей группы. Cенсорному развитию в учреждениях дошкольного образования уделяется.

Роль комнатных растений в уголке природы в воспитании у дошкольников представлений о многообразии растительного мира Роль комнатных растений в уголке природы детского сада в воспитании у дошкольников представлений о многообразии растительного мира. Воспитательное.

Сказки о комнатных растениях «Колючий лилипут. Лекарства в цветочных горшочках» Колючий лилипут. Кактусы, расставленные в крохотных горшочках в цветочной лавке, куда частенько наведывалась Мария, имели самые причудливые.

Конспект занятия «Задачи и методика развития представлений о множестве» Множество-это совокупность однородных элементов составляющее единое целое. Множества состоят из элементов. Элементами множества называют.

Конспект НОД по познавательному развитию «Мир комнатных растений» ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. ЗАДАЧИ: Образовательная: Учить детей более полно описывать комнатные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по развитию представлений о комнатных растениях
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 19:22
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД