Папки-передвижки

Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста

Татьяна Святобогова
Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста

Трудовое воспитание одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка – дает возможность решать широкие педагогические задачи. Труд уже в младшем возрасте влияет на развитие самостоятельности детей. «Программа в детском саду» рекомендует три формы организации труда детей дошкольного возраста : трудовые поручения, дежурства и коллективный труд всей группы. Каждый из названных форм организаций имеет свои особенности и разное соотношение на разных ступенях дошкольного детства.

Публикация «Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Чтобы выявить возможности трудовых поручений для решения задач нравственного воспитания, необходимо определить, что следует понимать под трудовым поручением, в чем заключены его специфические особенности в отличие от других форм организации.

Трудовые поручения – это возложения на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с действиями коллектива.

Трудовые поручения для дошкольника полезная и важная деятельность, где главной задачей трудовых поручений – формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие.

Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста

Организуя трудовую деятельность детей в трех основных направлениях (По уровню сложности, по характеру выполнения, по времени исполнения).

Индивидуальные поручения – это индивидуальное обучение детей различным трудовым навыкам в разных видах труда и овладение ими правилами собственной трудовой деятельности ребенок трудится индивидуально в своем темпе до получения результата и не зависеть от других детей, продолжительность таких поручений 10 – 15 мин (чаще используется в младших группах).

Ц –О – Р (ц – цель трудовой деятельности; О – ребенок; Р – результат).

Педагог обучает навыкам того или иного вида труда, если дети старшей группы не владеют навыками культуры деятельности, то именно в процессе индивидуального труда взрослый имеет возможность обучить навыкам организации работы, установить индивидуальный контакт с ребенком и успешно решить задачи воспитания устойчивого внимания к делу. Умение довести начатое до конца, развить интерес к разным видам труда.

В старшей группе в перечень выполнения детьми дел должны быть включены поручения по оказанию помощи малышам, по труду в природе.

Регулярное выполнение поручений позволяет подготовить к дежурствам столовой, уголке природы, по подготовке к занятию.

Выполняя индивидуальные поручения, ребенок овладевает не только трудовыми навыками (хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд в природе, но и умениями планировать свою деятельность, учится справляться с трудностями, исправлять ошибки, проявлять настойчивость в достижении результата. Работать не отвлекаясь, доводить начатое дело до конца.

В процессе выполнения поручений необходимо отметить, кто из детей и как выполнял задание: с желанием, охотой, есть ли необходимые навыки, как умеет ребенок работать рядом со сверстниками, как убирает рабочее место и оборудование после выполнения задания.

Чтобы привлечение детей к труду носило систематичный характер, надо вести учет, кто и какие поручения выполнял, насколько овладел навыком. Например, утром, во время сбора дети, воспитатель предлагает двум – четырем малышам помочь ему посадить лук на грядке, полить клумбу, а после дневного сна – переодеть кукол, протереть влажной тряпочкой игрушки. Он руководит работой каждого ребенка, показывает и напоминает приемы ее выполнения. Последовательность действий, оценивает старания детей, их стремление довести дело до конца, обращает на качество работы.

Труд рядом - это выполнение несколькими детьми одинаковых индивидуальных поручений, не требующих постоянного внимания и вмешательства воспитателя. Дети по-прежнему не зависят в работе от других детей (используется чаще в средней группе)

В старшей группе, формируя у детей новые трудовые навыки (ремонт книг, игрушек, коробок, стирка кукольного белья) педагог также использует труд рядом. При этом воспитатель не только показывает приемы работы, но и учить проявлять внимания друг к другу, оказывать помощь товарищу.

Общие поручения (общий труд) – это объединение детей в одну группу (3-6 человек, предусматривающие обобщение заданий всех участников в общий результат и требование примерно одинакового их завершения. Дети оказываются в зависимости друг от друга в достижении общей цели и общего результата. Продолжительность таких поручений 15 – 30 минут (чаще используется в старшей группе)

Дети ставятся в условия коллективной деятельности, выполнение своего задания как части общего создает условия для осознания того, что общий результат зависит от добросовестного выполнения каждым своей части работы, в том числе одновременного со всеми ее завершения. Создаются условия для воспитания ответственности (не только за себя, но и за товарищей, умения подчинить свои желания требованиям коллектива и организации взаимопомощи.

При организации общих трудовых поручений необходимо равномерно распределять работу между детьми так, чтобы они заканчивали ее приблизительно одновременно.

В старшей группе объединение детей в звенья становятся основным и регулярным в организации труда. Состав детей в звенья может быть постоянным. Когда приобретут опыт работы в звене, воспитатель может объединять их по своему усмотрению, чтобы каждый ребенок научился устанавливать взаимоотношения со всеми детьми группы.

Запись коллективных поручений может быть представлена в виде таблицы, которая позволит спланировать и правильно организовать выполнения общего задания, а так же проконтролировать освоение каждым ребенком навыков в разных видах трудовых поручений.

Совместные поручения (совместный труд) - Это способ объединения детей, особенностью которого является наличие в нем ряда последовательных операций: выполнение каждым участником части общего задания с последующей передачей результата своего труда следующему участнику, который

продолжит работу. Дети оказываются зависимыми друг от друга в процессе труда (используется в подготовительной к школе группе)

Совместные поручения самый сложный способ объединения и поэтому используются такие поручения только тогда, когда дети уже имеют определенные трудовые умения и навыки. Дети объединяются в самом процессе труда, например в ремонте книг.

В работе с детьми (5 -7 лет) воспитатель дает длительные поручения (однодневные, многодневные, с отсрочками во времени полученным результатом труда). Одновременно предлагаются и поручения связанные с длительными наблюдениями в уголке природы за растениями. Через определенное время ребенок должен рассказать педагогу о происшедших изменениях.

В плане подготовки детей к школе особое внимание должен уделять воспитатель на поручения, имеющие общественную направленность, выполнение разнообразных заданий. Расширение жизненных ситуаций, где ребенок должен выполнять определенные поручения, закрепить имеющиеся трудовые умения и навыки, что даст возможность применять их в разнообразных условиях, в том числе и в условиях школы, что очень важно для осуществления преемственности в трудовом воспитании между детским садом и школой.

На старших ступенях дошкольного возраста качественно меняются методические приемы руководства трудом. Учитывая возросший опыт детей, их знания и умения, воспитатель должен меньше показывать, указывать, а предоставлять больше самостоятельности, проявления творчества, смекалки, трудовых и волевых усилий.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут» Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»».Занятие №1 «Желтый Одуванчик».Задачи: •.

Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог - психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.

Методика занятий с детьми 2–3 лет с разрезными картинками и строительным материаломМетодика занятий с детьми 2–3 лет с разрезными картинками и строительным материалом Разрезные картинки могут быть предметные и сюжетные. Предметными картинками дети могут пользоваться самостоятельно, а сюжетные, более.

НОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт)НОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт) В течение лета стараемся периодически организовывать целевые прогулки к цветнику и на луг. Детям такие прогулки доставляют большую радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 06:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Святобогова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД