МААМ-картинки

Методика выявления исходного состояния эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Елена Стрикачёва
Методика выявления исходного состояния эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Для исследования неречевых функций нами были использованы методики следующих авторов : И. Ю. Кондратенко - методика «Картинки» и методика определения сформированности интонационной стороны речи, В. М. Минаева – методика, направленная на изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции.

Публикация «Методика выявления исходного состояния эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Установить возможность определения дошкольниками эмоциональной модальности по выражению лиц и изучить лексикон детей в эмоциональной области позволила методика «Картинки», в которой ребенку предлагалась серия карточек, где в условном изображении даны выражения эмоциональных состояний ребенка : радости, гнева, страха, печали, удовольствия и т. п. Выбор вышеуказанной методики обусловлен тем, что по данным представителей психолого-педагогической науки к 6 годам, особенностью эмоциональной сферы ребенка является умение различать эмоциональные состояния по мимическим выражениям лица и в зависимости от этого строить свое поведение. Задание состояло в следующем : ребенку предлагалось посмотреть на картинку и сказать, какое эмоциональное состояние изображено. Ребенок пытается сам дать названия эмоциональному состоянию без помощи взрослого. При обработке полученных данных подсчитывалось количество правильно названных эмоциональных состояний, изображенных на картинках. Анализируя проведённую методику, можно отметить следующее: проведённое задание, направленное на понимание эмоций, изображенных на картинках, не вызвало у детей особых трудностей. Затруднение вызвали следующие эмоции : «гордость», дети путали ее с «радостью» и «обида» – указывали на картинку «грусть».Следующая методика была направлена на изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции (В. М. Минаева). Детям предлагалось изобразить определенные эмоции, воспринимая которые испытуемые должны были передать эмоциональные со-стояния в мимике, пантомимике, «вокальной мимике». При оценке данного задания, необходимо было отметить, умение детей передавать заданные эмоциональные состояния, анализировалась выразительность и богатство экспрессивно - мимических средств общения.

При выполнении второго задания дети успешно справились с заданием изобразить радость и грусть. Наибольшая трудность возникла при изображении удивления. Следует отметить, что для детей были характерны проявления гипотомии – бедность эмоции, что традиционно объясняется особенностями моторики данной категории детей. Это можно объяснить и трудностями в дифференцировании этих эмоций.

Следующим заданием, для изучения уровня сформированности паралингвистических средств общения, являлось произнесение фразы с определенной эмоциональной интонацией :

– Какая хорошая погода – радостно;

– Во дворе злая собака – испуганно;

– Посмотри, летит самолет – удивленно;

– Сегодня будет дождь – грустно;

– Нам в ворота забили гол – сердито.

Анализ третьего задания показал, что наименьшая трудность возникла при произнесении предложения с интонацией «радости». Наибольшие затруднения возникли у детей при произнесении предложения с интонацией «удивления».Следующий этап исследования - изучение активного эмоционально-оценочного словаря. Для этого мы воспользовались следующими методика-ми : методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова, метод подбора синонимов и антонимов к эмоционально-оценочным словам (И. Ю. Кондратенко, методика «Составление рассказа по эмоционально-насыщенной сюжетной картинке» (В. П. Глухов).

Методика «Эмоциональная идентификация» - выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявление возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Метод проведения теста : детям предлагалось посмотреть на картинки и назвать эмоциональное состояние детей, изображенных на них.

Диагностический материал: жадность, удивление, скука, доброта, вина, злость, любопытство. При ответе допускалось использование, как существительных, так и прилагательных, наречий. Например, правильными ответами считались: «Мальчик жадина, жадный» или «Он жадничает». Главная цель этого задания выявить активный эмоционально-оценочный словарь.

«+» - ребёнок правильно называл все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку практически не потребовалось или требовалась содержательная помощь.

«-» - ребё нку требовалось два вида помощи: содержательная и предметно - действенная. Испытуемый смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.

При выполнении данного задания, заключающегося в определении и назывании эмоциональных состояний, были получены следующие результаты: эмоция «радости» не вызвала затруднений. Эмоциональное состояние «любопытства» и «удивления» вызвали наибольшие трудности, самые низкие результаты при определении этих эмоциональных состояний. Вторым заданием было: подобрать антонимы к эмоционально-оценочным словам. Детям предлагался диагностический материал: веселый (грустный, отважный (трусливый, аккуратный (неряшливый, радостный (грустный, добрый (злой, трудолюбивый (ленивый, необходимо было подобрать антонимичную пару. При выполнении этого задания допускалась стимулирующая помощь – выбор картинки, отражающей антонимичную пару. При выполнении данного задания дети, в основном, показали достаточно высокий уровень владения эмоционально-оценочной лексикой, но следует отметить, что многие дети все же пользовались стимулирующей помощью.

Третьим заданием было: подобрать синонимы к эмоционально-оценочным словам. Задание аналогичное предыдущему, необходимо подобрать пару-синоним. Диагностический материал: печальный (грустный, унылый, тоскливый, аккуратный (опрятный, чистый, старательный (прилежный, усердный, вежливый (обходительный, внимательный, любезный, галантный, тактичный, веселый (радостный, робкий (несмелый, трусливый, смелый (храбрый, отважный). При подборе синонимов отмечен ряд особенностей: образование синонимов путем присоединения частицы «не» (печальная –«невеселая», грустная–«невеселая», злой–«недобрый»); случай, когда дети давали эмоциональную оценку слову-стимулу (злой–«плохой»); случаи смысловых замен (печальная–«злая», «испуганная»; вежливый–«веселый»). Качественный анализ полученных результатов выявил многообразные ошибки при подборе синонимом к словам с эмоциональным значением у дошкольников.

Последним заданием было: использование методики «Составление рассказа по эмоционально-насыщенной сюжетной картинке».

Цель этого задания - определить частоту употребления эмоционально-оценочной лексики в связной речи.

Диагностический материал: сюжетные картинки «Несчастный случай», «Жадина».

Также нами были выделены критерии уровня сформированности эмоционально-оценочного словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень (от 0 до 2) :

- не может распознать и дать оценку собственному эмоциональному состоянию, дает случайное определение своих ощущений. Не в состоянии определить эмоциональное состояние другого человека по мимическим признакам даже в контексте ситуации. Использование слов эмоционально-оценочной лексики носит случайный характер или на основе подражания.

Средний уровень (от 2 до 4) :

- может распознать и дать оценку собственному эмоциональному со-стоянию только при помощи наводящих вопросов взрослого, подбирая соответствующие прилагательные из предложенных. Может оценить состояние другого человека, ориентируясь на мимические признаки и значение ситуации, при этом дает недостаточно адекватное вербальное выражение. При оценке близких эмоциональных состояний затрудняется дифференциации, может назвать противоположное состояние через называние антонимов.

Высокий уровень (от 4 до 5) :

- может распознать и дать оценку собственному эмоциональному со-стоянию, подбирая соответствующие прилагательные. Может оценить со-стояние другого человека, ориентируясь на мимические признаки и знание ситуации; дает адекватное вербальное выражение. При оценке близких эмоциональных состояний успешно подбирает слова синонимы, может назвать противоположное состояние через называние антонимов.

Из диаграммы видно, что у 70% испытуемых наблюдается средний уровень сформированности эмоционально-оценочного словаря при составлении рассказов, а у 30% - низкий.

При составлении рассказа по эмоционально-насыщенной картине было

выявлено, что дети часто нуждались в помощи экспериментатора. Им трудно было установить логическую последовательность событий. В своих рассказах дети употребляли в основном по два слова, имеющие эмоциональный и оценочный характер. Следует отметить, что при составлении рассказа по серии сюжетных картин использовали эмоциональную лексику, которая состояла из существительных 90 % и прилагательных 10 %. Исследования показали, что с точки зрения экспрессивности детьми была использована лексика, выражающая положительную оценку называемых понятий, отрицательной лексики зафиксировано не было. Полученные данные показывают, что по характеру экспрессивности дети пользуются положительно окрашенной лексикой. Фразовая речь детей состояла в основном из простых распространенных предложений. При составлении детьми сложного высказывания в их речи наблюдалось: отождествление слов, разных по значению, но сходных по звучанию; замена названия предмета, действия другим, ситуативно связанным с ним; аграмматизм; использование однотипных конструкций; наличие большого количества пауз, связанных с процессом слова поиска нужного слова; сужение или расширение понимания значения заменяющего глагола; подмена субъекта на именование действия, признака предмета, указанием на них.

Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности понимания эмоционально-оценочной лексики и изучение активного эмоционально-оценочного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволила выявить ряд специфических особенностей в речи детей с общим недоразвитием речи, это:

– недифференцированное представление о своих эмоциональных со-стояниях, неумение пользоваться интонационно-выразительными средствами общения;

– трудности при мимической передачи эмоции гнева, страха, удивления;

– смешение эмоциональных состояний, таких как «гнев», «страх», «удивление», при работе по сюжетным картинкам. Максимальная успешность достигается в определении эмоциональных состояний «радости» и «грусти»;

– значительные трудности в подборе синонимов к эмоционально-оценочным словам;

– низкая частота употребления эмоционально-оценочной лексики в связной речи.

Публикации по теме:

Методика работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией Разработкой методики преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией занималась Е. Ф. Архипова, Л. В.

Методы исследования психических процессов у дошкольников Параметры исследования: • Осведомлённость • Особенности внимания • Сенсорно-перцептивная организация • Восприятие пространственных отношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика выявления исходного состояния эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 19 августа 2014 в 19:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика выявления исходного состояния эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стрикачёва (УИ 232660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД