Приложение МААМ

Методики развития интеллекта дошкольников

Черепанова Олеся
Методики развития интеллекта дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Методики развития интеллекта дошкольников

Интеллект – (от лат. Ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей; механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

Публикация «Методики развития интеллекта дошкольников» размещена в разделах

К познавательным процессам относятся –восприятие, мышление, воображение и память. Благодаря психическим процессам человек получает знания об окружающем мире и о самом себе. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Следовательно, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности. В едином потоке сознания все познавательные процессы неразрывно связаны, и только в теоретическом плане, возможно их обособленное исследование.

1. Восприятие. Проблемы с развитием восприятия могут иметь три направления: неумение выделять информативных точек, отклонения в сенсорных эталонах, связано это с не сформированностью понятия цвета, размера, формы, которые в норме появляются уже в 3-4 года. Несформированность эталонов мешает соотносить с ними предметы, так как дети не видят разница между овалом и кругом, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру, в норме эталоны должны сформироваться к пяти годам, но бывает и к концу дошкольного возраста остаются не сформированными.

С 3 летнего возраста можно проверять у ребенка сформированность целостных образов. Методика «Разрезные картинки» (на 2-4 части). О нарушении внимания можно говорить если в три года ребенок не может узнать ни машинки ни собаки. Необходимо начать обучение, указав на конкретные отличительные детали помочь собрать картинку.

Для детей старших возрастов игры «Узнай по контуру», «Сколько мышек (зайцев) спяталось», и т. д. Игры на ориентировку в пространстве (что справа, слева, вверху, внизу, и т. д.)

2. Мышление - Мышление процесс неоднородный он проходит несколько этапов развития наглядно – действенное (формируется в 2,5 – 3 года, является ведущей до 4 – 5 лет, наглядно – образное (формируется с 3,5 – 4 лет ведущее до 6 – 6, 5 лет, наглядно – схематическое (с 5, - 5,5 ведущая до 6 – 7 лет) и словесно – логическое (формируется с 5 – 6 лет, становится ведущим с 7 – 8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей).

Для развития мышления следующие упражнения: «Заштопай коврик», «На что это похоже», «Последовательность картинок», «Исключи лишнее», «Квалифицируй по темам», «Пазлы».

3. Память - Память является ведущим психическим процессом у дошкольников. П. П. Блонский говорил: «Дети до 7 – 8 лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для мышления. Более старшие ребята. Образную память возможно исследовать с 3 летнего возраста, непосредственная вербальная память диагностируется с 4 лет, а опосредованная память (связанная с образным мышлением) можно проверять с 5 лет.

Упражнения: слуховая память – разучивание стихов, зрительная память «Фигуры» (из палочек сложить фигуры, запоминать 1,2 сек., выложить по памяти, игра «Разведчики». Смысловая – «Фраза зарисовывается «через промежуток времени, глядя на рисунок сказать, что была за фраза.

4. Внимание – Внимание бывает произвольным и непроизвольным (независим от воли) громкий звук, и т. д. Для тренировки основных свойств внимания (объем, распределение, концентрация, устойчивость и переключаемость). Используются упражнения: «Путаные дорожки», лабиринты.

5. Воображение –Изучение креативности (образной) возможно с 3-4 летнего возраста.

Упражнения: по точкам «Узнай кто это», «Самолеты за облаками»

Возрастные особенности развития познавательных функций

№ Познавательные процессы Дошкольный возраст

3-5 лет 5-7 лет

1 восприятие Преобладание непроизвольного восприятия. Малый объем восприятия. Ошибки пространственного восприятия Повышение уровня осмысленности и произвольности. Развития способности наблюдения. Расширение объема и неустойчивости. Несформированность восприятия времени и пространства.

2 мышление Отсутствует абстрактное мышление, не устанавливаются логические связи. Мышление включено в действие, в эмоциональную ситуацию, доминирует действенное мышление. Мышление имеет наглядно – образную ограниченность. Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения. Возникновение элементов логического мышления. Формируется способность к планированию и регулированию практической деятельности. Развивается дискурсивное рассудочное мышление

3 воображение Непроизвольность, бесконтрольность. Включенность в действие. Зависимость от предметов окружающей обстановки. Смешение воображаемого и действительного. Возникновение целенаправленного воображение, регулирование воображения. Планирование игровой конструктивной и изобразительной деятельности. Развитие творческого воображения.

4 память Непроизвольность запоминания, его включенность в действие. Доминирование образной и эмоциональной памяти. Ошибки в узнавании. Развитие элементов произвольной памяти, словесно – логического запоминания. Повышение объема и длительности сохранения.

Список литературы

1. Савельева Н. «Настольная книга педагога – психолога ДОУ» Ростов н\ Д: Феникс, 2005

2. Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. М. Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2008

3. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. : Издательство «Ось-89», 2007

4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

Мягкая елочка для развития дошкольниковМягкая елочка для развития дошкольников Для того чтобы сделать такую мягкую елочку, я использовала плотный материал, в данном случае спинку пальто. Зашила разрез на машинке.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Рисование на песке как способ развития дошкольниковРисование на песке как способ развития дошкольников В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город,.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики развития интеллекта дошкольников
Опубликовано: 20 мая 2020 в 09:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методики развития интеллекта дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Черепанова Олеся (УИ 1704456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД