Папки-передвижки

Методологические основы познания

Наталья Сметнева
Методологические основы познания

Познание – это специфический вид активной деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и себя в этом мире; процесс получения новых, прежде неизвестных фактов, изучения явлений и закономерностей действительности.

Процесс познания – это всегда взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект познания – это источник целенаправленной активности – человек, группа людей. Объект познания – это то, на что нацелена деятельность субъекта познания, то есть явления, процессы, закономерности окружающего мира.

Публикация «Методологические основы познания» размещена в разделах

Результатом познавательной деятельности является знание. Термин «знание» употребляется в трёх основных аспектах :

способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости;

любая познавательно значимая информация;

особая познавательная единица, взаимосвязанная с практикой.

Виды знаний:

житейское знание базируется на здравом смысле и обыденном сознании и является важнейшим ориентиром для повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

научное знание – понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Научное знание осуществляет предвидение различных явлений.

практическое знание – овладение вещами, преобразование мира.

художественное знание – целостное отображение мира и человека в нём, строящееся на образе, а не на понятии.

рациональное знание – отражение реальности в логических понятиях и категориях. Рациональное знание связано с рациональным мышлением.

иррациональное знание не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом иррационального знания являются эмоции, переживания, воля, а также некоторые явления (например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.

личностное знание зависит от способностей субъекта познания и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:

донаучное знание – прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI века).

ненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.

паранаучное знание внешне похоже на научное знание, но несовместимо с ним.

лженаучное знание – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки.

антинаучное знание – утопичное знание, искажающее представление о действительности.

Публикации по теме:

Игра как основной источник познанияИгра как основной источник познания В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, характера, формы поведения детей. К школе ребенок должен уметь ориентироваться.

Наглядность как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослыхНаглядность как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослых Людмила Рыбакова «Наглядность, как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослых». Мультимедийная презентация для педагогов.

Дидактическая игра для детей старшей и подготовительной групп «Радуга познания»Дидактическая игра для детей старшей и подготовительной групп «Радуга познания» Предисловие: В разработанное мною пособие входит набор цветных геометрических фигур. С художественной точки зрения геометрические фигуры.

Центр познания и природыЦентр познания и природы Центр познания и природы. Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Игротека к универсальному пособию по освоению дошкольниками способов познания (ОТСМ-ТРИЗ) Использование методического комплекса «Я познаю мир» направлено на освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной.

Конспект НОД по ручному труду с элементами познания «Бабочка»Конспект НОД по ручному труду с элементами познания «Бабочка» Очень мне понравились «Пестрые бабочки» Ольги Волченковой. Вот прямо сразу запали в душу! И на ближайшем занятии по ручному труду я решила.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методологические основы познания
Опубликовано: 17 сентября 2021 в 19:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД