Татьяна Ловчикова
Методы формирования художественно-эстетического развития средствами ТРИЗ-технологии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов.
(Сидим дома с пользой)
Художественно-эстетическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Публикация «Методы формирования художественно-эстетического развития средствами ТРИЗ-технологии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе педагогу следует ориентироваться на следующие основные направления:
*развитие воображения;
*развитие мышления;
*формирование качеств творческой личности;
*формирование культуры общения, поведения, чувств.
Необходимо уточнить, какие конкретные педагогические задачи ставятся в процессе развития и формирования психических процессов и качеств личности дошкольников. В первую очередь, следует раскрыть задачи по развитию воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.
Творческая деятельность человека – это создание чего-либо нового, будь это вещь внешнего мира или построение новой мысли, чувства, которые обнаруживаются в самом человеке. Общеизвестно, что деятельность может быть воспроизводящей (репродуктивной) и творческой (продуктивной). Воспроизводящий вид деятельности тесным образом связан с нашей памятью. Творческая деятельность основывается на комбинирующей способности мозга, которая является фундаментом воображения.
Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее сформированных представлений.
Уже в раннем детстве мы можем наблюдать возникновение творческих способностей, которые в большей степени выражаются в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование и построение из них новой действительности.
В каждом периоде дошкольного детства воображение работает особенным образом, свойственным только данной ступени развития. Оно, несомненно, зависит от опыта ребенка и формируется постепенно. Можно выделить основные характеристики воображения, на основании которых можно определить уровень развития этого психического процесса.
1. Произвольность (активность) характеризуется степенью принятия дошкольником творческой задачи. Произвольность зависит от мотива, который позволяет ребенку сделать то или иное действие, и воли, которая помогает «удерживать» и довести творческую деятельность до конца.
Поэтому, перед педагогам ставятся следующие задачи:
Формирование произвольного воображения,
Формирование произвольного поля,
Развитие волевых процессов как саморегуляции ребенком своей деятельности.
2. Непроизвольность характеризуется пассивностью, уходом от заданной темы.
Воображение может быть воссоздающим (представление образа по описанию) или творческим (создание новых образов, требующие от ребенка отбора материала в соответствии с замыслом.
Учитывая эти показатели, перед педагогом ставятся следующие задачи:
Организация работы с дошкольниками по развитию творческого воображения;
Расширение информационного поля.
Общеизвестно, что положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.
Используя показатель вариативности и подробности (выделение большого количества разных модификаций какого-либо образа) и (умение ребенка представить разнообразные признаки одного объекта в их взаимодействии).
• Организация работы по созданию детьми разных вариантов одного объекта.
• Выбор одного из созданных образов и составление речевого или изобразительного продукта с большой степенью подробностей о нем.
Показатель оригинальности.
Ребенок способен выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или типичных.
Показатель толерантности.
Степень открытости творческого продукта, созданного другим.
• Создание условий для воспитания у детей умение слушать друг друга.
• Учить радоваться чужим успехам.
• Приучать уважительно относится к мнению других детей.
Педагог имеет уникальную возможность позитивной оценки каждой детской работы по тому или иному показателю развития творческого воображения.
Психолого-педагогические исследования имеют различные точки зрения на создания условий для развития воображения у детей. Некоторые авторы считают, что педагоги должны лишь стимулировать творческие процессы средствами изобразительной деятельности. Другие считают, что уровень воображения повышается тогда, когда создаётся специальный эмоциональный настрой детей на творческую деятельность.
Использование в работе для Развития Творческого Воображения (РТВ) морфологический анализ.
Швейцарский астрофизик Ф. Цвикки в 30-х годах двадцатого столетия создал метод «Морфологический анализ»
Суть его та же самая, что и кругах Луллия, но мыслительные операции, основанные на комбинировании, осуществляется с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие – либо показатели. Пересечение значений этих показателей и являются основой аналитической деятельности.
Пример: «Создание фантастического животного»
По вертикали обозначены разные виды животных (картинки или схемами, на горизонтали – части их тела. Заполняются клетки пересечения и указать наличие обозначенных на горизонтали значений каждого признака у животного. Чтобы создать фантастическое животное можно взять выборочно некоторые значения.
Пример: «Необычный образ Бабы Яги»
Выделить основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж, и занести их в таблицу по вертикали. Теперь забыв на время о Бабе Яге, внесем в таблицу возможные варианты выбранных характеристик.
Из этих элементов дети выбирают варианты. Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.
"Создание необычного дома"
Игра: "Как петушок себе цвет подбирал"
Цель: Уточнить знания детей о цвете и оттенках. Побуждать фантазировать на основе изменения признака цвета.
Р. З. назови цвета которые ты знаешь. Выбери каким цветом какую часть петушка ты бы раскрасил.
Ф. З. Петушок путешествует по "Волшебной дорожке" цвета. Попадает поочередно к разным краскам. окружающий мир окрашивается в соответствующий цвет.
Оценка фантастического преобразования на уровне "хорошо-плохо".
Методические рекомендации построение морфологической таблицы с детьми разного возраста.
С детьми 3-х лет организуется работа по «Волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя-тремя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии «Волшебной дорожки». С 3,5 лет полезно помещать «героя» на границу разных показателей (значений признаков).
ПР. : попал зайчик на границу дорожек – стоит и на зеленой дорожке и на красной. Какого цвета он стал?
Для работы с детьми 4-5 лет по вертикали «Волшебной дорожки» располагаются картинки или схематические изображения (цветом, знаками) объектами природного или рукотворного происхождения. По горизонтальным: части суток, времена года, погодные явления, разнообразные ситуации, типовые приемы фантазирования.
Дети 5-7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей. Им будет интересно строить воображаемые ситуации, основываясь на зрительном восприятии морфотаблицы и словесном обозначении показателей.
Например Составление портрета.
Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения.
Ожидаемые результаты:
• Умение давать большее количество вариантов ответов в рамках заданной темы.
• Самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, их оценка. Подробный рассказ о фантастическом действии.
• Выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей. Описание изменений свойства и поведения героя в разных ситуациях.
• Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации, запись сюжета сказки с помощью схем).
В конце хочется добавить слова А. П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего мира.
Литература:
1. Т. А. Сидорчук «Методы формирования навыков мышления, воображения, и речи дошкольника» - АО «Первая Образцовая технология», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248с.
2. Ольга Гре «Модульная аппликация» - Москва «АСТ-ПРЕСС», 2013.- 64с.