МААМ-картинки

Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними

Елена Красноперова
Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними

Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними

Основная цель: повышение творческой активности детей

Задачи:

акцентировать внимание ребенка на его ощущениях и чувствах;

создать оптимальные для ребенка условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;

помочь ребенку найти социально приемлемый выход, как позитивным, так и негативным чувствам.

Публикация «Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними» размещена в разделах

Оборудование: фото, видео материалы с демонстрацией детского коллективного творчества («Танцы в СРЦН; Ералаш «О чем говорят выпускники СРЦН»; «Не забывайте первую любовь», презентация, мультимедийный проектор.

В настоящее время в литературе все чаще используется понятие «фототерапия», а так же разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия – это психокоррекционное применение фотографии и рисунка, направленное на развитие и гармонизацию личности. Фототерапия может включать работу с готовыми фотографиями и создание оригинальных авторских снимков. С точки зрения психотерапии, фототерапия – это лечебно-коррекционное применение фотографии для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. С появлением и широким распространением видео – к фототерапии добавилась видео терапия, которая обладает дополнительными возможностями. Сегодня фото и видео терапию используют в своей работе представители разных психотерапевтических направлений, но особенно активно фотография и видео используется в контексте арт-терапии.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Возможности арт-терапии

Такие виды арт-терапии как фототерапия и видео терапия отлично помогают корректировать поведение подростков и помогает решать спектр следующих проблем:

- внутри- и межличностные конфликты,

- кризисные состояния;

- экзистенциальные и возрастные кризисы;

- травмы;

- потери;

- пост стрессовые расстройства;

- невротические расстройства;

- психосоматические расстройства;

- развитие креативности;

- развитие целостности личности;

- обнаружение личностных смыслов через творчество и т. д.

Применение. Польза. Свойства арт-терапии

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, пост стрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Фотография и видеозапись дают возможность поработать с воспоминаниями, различными переживаниями (горем, утратой, позволяет человеку лучше понять себя, научиться самовыражаться в творчестве. Фотография и видеозапись универсальны в применении: их можно использовать как отдельный метод (работая исключительно с фотографиями или видео, а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (работа с рисунком, семейная психотерапия, психосинтез и др.). Методы фото- и видео терапии подходят как для индивидуальной сессий, так и для групповых занятий, а также могут применяться в рамках процесса супружеской и семейной психотерапии, они подойдут для большинства возрастных групп клиентов, разве что, исключая самых маленьких.

Фото и видео остается как объективный документ того, что было и возможность вернуться к этому столько раз, сколько необходимо для психологической работы. Процесс создания фотографий и видео – процесс творческого самовыражения. Особый интерес она представляет для детей и подростков, поскольку им естественнее выражать свои мысли и чувства не словами, а посредством образов. Фотография, так же как и видео, способна выступать для них важнейшим средством общения с окружающим миром. Показ и обсуждение снимков позволяют ребенку выразить свои чувства и представления.

Активная фото-видео терапия отвечает некоторым особенностям подростков. Для них, в частности, характерно обостренное чувство «я», из-за чего словесное самораскрытие в группе или во время индивидуальной психотерапии воспринимается ими как небезопасное. Активная фото-видео терапия позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Создание ими фотоснимков и видеоматериалов может рассматриваться как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и дает подросткам ощущение собственной силы и значимости. Благодаря активной фото-видео терапии подросток может ощутить себя художником и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях.

Подростки через фото и видео актуализируют либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта становится важным в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях или видео счастливого момента, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию.

Занятия фототерапией и видео терапией могут включать съёмку участниками занятий различных объектов и ситуаций. Съёмка может производиться ими как в ходе занятий, так и между ними – в качестве своеобразного «домашнего задания». Для поиска и фотографирования объекта, реализации определенного творческого проекта, связанного с созданием фотографий, видео, может предоставляться в разное время. В одних случаях это может быть 30-45 минут, в других может предоставляться несколько дней или даже недель. В некоторых ситуациях съёмка имеет свободный характер, то есть участники занятий выбирают и фотографируют или снимают, что им покажется интересным, и лишь позднее могут определить тематику. Иногда участники занятий заранее выбирают ту или иную тему из предлагаемых педагогом или формулируют собственную тему.

Фотографирование и видеосъемка может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда, например, съёмка производится во время движения участников группы или создания ими «галереи эмоциональных состояний». Это дает им возможность увидеть и осознать особенности телесной экспрессии, понять «язык тела» и мимики. Также фотография или видео может применяться в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюма и грима.

В современной педагогической практике фото-видео терапию следует рассматривать, осваивать, разрабатывать и применять как инновационные технологии для эффективного психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса на индивидуальном и групповом уровнях, на уровне класса и организации. Данные психолого-педагогические технологии основаны на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Они необходимы для адресной работы с различными контингентами обучающихся: с одарёнными и социально уязвимыми детьми, с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, и с детьми-мигрантами, с детьми-сиротами, с детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и др., с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми с девиациями поведения и с зависимостью и другими.

Для реализации поставленных задач была проведена совместная работа с детьми, в рамках которой было организовано несколько развлекательных мероприятий «Танцы в СРЦН», «Детский КВН». При подготовке данных мероприятий в работе с детьми использовались коррекционные технологии : арт-терапии такие как фото- и видео- и танцевальная терапия, которые отлично помогают корректировать поведение подростков.

Благодаря использованию метода фото-видео терапии в коррекционной работе с детьми, мною были получены следующие результаты:

- развитие творческих способностей;

- повышение самооценки и рост самосознания;

- развитие эмоционально-нравственного потенциала;

- формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;

- формирование умения выражать эмоции;

-формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;

- развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия, чувства эмпатии.

- создание атмосферы психологической безопасности;

- эмоциональную поддержку ребенка;

- постановку творческой задачи и обеспечение ее реализации ребенком;

- отражение и вербализацию чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе создания продукта творчества.

В дальнейшей педагогической деятельности, планирую использовать данные методы в работе с различными категориями несовершеннолетних. Данный опыт использования методов фото-видео терапии показал массу положительных результатов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Шевченко Полина Евгеньевна, студентка 1 курса АГПУ г. Армавир Быстрое изменение мира предъявляет качественно новые требования к дошкольному.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической.

Использование метода музыкальной терапии в коррекционно-развивающей работе ДОУИспользование метода музыкальной терапии в коррекционно-развивающей работе ДОУ Музыка – это универсальное средство для стимуляции развития, коррекции осложнений в развитии познавательной, эмоционально-волевой, личностной.

Коррекционно-развивающее занятие с использованим методов арт-терапии Упражнение «Здороваемся ладошками» Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю Вам поздороваться необычным способом- ладошкой (все встают в.

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.

План взаимосвязи в коррекционно — развивающей работе специалистов. старшая логопедическая группа План взаимосвязи в коррекционно – развивающей работе специалистов. старшая логопедическая группа месяц неделя тема направление работы.

Презентация на тему: «Использование скороговорок, чистоговорок в коррекционно-развивающей работе детского сада». .

Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада Статья. Сухарева Светлана Викторовна АНО ДО «Планета детства Лада» д/с №203 «Алиса» г. Тольятти Проектная деятельность в коррекционно.

Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя «Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителями» В наше время.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 22:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД