МААМ-картинки

Методы художественно-творческой самореализации старших дошкольников в образовательном процессе

Марина Першина
Методы художественно-творческой самореализации старших дошкольников в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

«Методы художественно-творческой самореализации старших дошкольников в образовательном процессе по реализации парциальной программы «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина, А. В. Камкина.

В соответствии с приоритетами, отраженными в региональных нормативных документах обеспечивается реализация модели духовно-нравственного воспитания дошкольников. Материал интегрируется в образовательную деятельность с материалом программы «Детство». В качестве методического обеспечения данного направления в нашем детском саду используется парциальная программа Кузьмина и Камкина «Социокультурные истоки»

Публикация «Методы художественно-творческой самореализации старших дошкольников в образовательном процессе» размещена в разделах

Составной частью комплекта парциальной программы «Социокультурные истоки» являются книги для развития детей дошкольного возраста.

Книга для ребёнка – источник знаний и размышлений, источник общения, получения уроков жизни, учитель и воспитатель вместе, источник обогащения всех сторон речи.

К программе «Социокультурные истоки» разработана серия книг для развития детей 3 – 7 лет.

Комплект состоит из 17 книг для детей разного возраста от 3 до 7 лет, также в него включены Альбомы «Мои истоки»

Работа с комплектом книг способствует решению задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и направлена на достижение целей формирования интереса к художественно-творческому восприятию окружающей действительности, удовлетворению потребности детей в эстетическом самовыражении.

Задачи:

• Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация, художественный труд)

• Развитие детского творчества.

• Приобщение к изобразительному искусству.

Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей, поскольку пробуждает особые эмоции. В творческой изобразительной деятельности ребенок «выплескивает» свои мысли, чувства, переживания на лист бумаги.

В книгах зримо представлены образы : Матери, Отца, Семьи, Матушки – Природы, Защитников Земли Русской, Доброго друга, Мастеров и рукодельниц, Труда земного и др. Это предельно цельные художественные образы, дающие детям представления о культуре, быте, традициях, занятиях и ремеслах людей родного края.

Эта потребность ребенка реализуется в процессе работы по оформлению страниц Альбома «Мои истоки» книг для развития детей 3-7 лет. На страницах Альбома ребенок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образах духовно – нравственные категории. Таким образом, эта страницы становится результатом сотворчества взрослых и детей.

Книги для развития 3-7 лет способствуют развитию образного восприятия, образного воображения и образного мышления. Обложки книг для развития детей оформлены в стиле русской народной росписи.

Края обложки книги обрамлены декоративным орнаментом, в основе которого завитки красного цвета, переходящие в зарождающийся синий бутон. Орнамент включает в себя растительные мотивы, напоминающие русское вышитое полотенце с элементами деревянного резного кружева. В верхней части обложек книг для детей старшего дошкольного возраста изображены птицы как символ семейного счастья. Птицы смотрят друг на друга и на необычный сказочный цветок, который символизирует любовь, как главное чувство на земле.

Центральное место обложки книги занимает ее название и иллюстрация, отражающая основное литературное произведение книги

Учитывая возрастные особенности детей, предложенные рисунки частично раскрашены для детей младшего возраста. Книги для развития детей старшего дошкольного возраста выполнены в черно – белом изображении. Это дает возможность детям в большей степени проявлять свое творчество.

Самая важная задача книг и страниц Альбома в том, что дает возможность родителям уделять больше времени своему ребенку, вместе с ним поразмышлять над выполнением задания.

В книге для развития «Дружная семья» ребенок вместе с родителями создает рисунок или коллаж, своей семьи, раскрашивает рисунок к рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам». Благодаря этой работе книга становится родной для всей семьи.

В книгах «В добрый путь», «Добрая забота» детям предлагается выполнить творческое задание - раскрасить рисунки, что позволяет им укрепиться в добрых делах и поступках, еще раз прожить состояние доброго, заботливого отношения к братьям меньшим и осмыслить значимость праведного труда.

На страницах Альбома книги «Благодарное слово» ребенок с любовью раскрашивает иллюстрацию к сказке «Крошечка Хаврошечка», испытывает чувство сопереживания героям сказки.

Оформляя страницу Альбома «Благодарное слово», дети проявляет свою благодарность близким, Родной Земле, Матушке Природе. Впечатления от Великого Светлого праздника они отражают в одноименном рисунке на странице Альбома.

После знакомства с подвигами богатырей в книге «Верность Родной Земле», дети оформляют страницу Альбома «Славный могучий богатырь».

Книга «Светлая Надежда» заканчивается оформлением страницы Альбома «Рождественское чудо», «Доброе согласие», на которых запечатлевают в образах свой социокультурный опыт.

Оформляя страницу Альбома «Добрые дела», дети возвращаются в сказку «Конек - Горбунок» и вместе с героями проживают ее еще раз.

Работа по книге «Мудрое слово» заканчивается творческим заданием. Дети создают страницу Альбома «Мудрые люди» и рассуждают вместе с взрослыми по содержанию рисунка о том, какой мудрый наказ дает отец своим детям.

В подготовительной группе продолжается и усложняется работа по выполнению творческих заданий.

На странице Альбома «Моя любимая сказка» дети самостоятельно создают иллюстрацию к своей любимой сказке. Это позволяет им выразить в рисунке возникшие чувства, переживания и впечатления, вызванные родными сказками.

В возрасте 6-7 лет ребенок начинает задумываться о своей будущей жизни. На странице Альбома книги «Жизненный путь» дети создают рисунок «Кем я хочу стать».

Работа по теме «Светлый образ» заканчивается оформлением страницы Альбома

«О Преподобном Сергии Радонежском». Дети отражают в своих рисунках наиболее яркие для них эпизоды жизни Сергия Радонежского.

Существует придание, согласно которому первые деревянные игрушки начал вырезать Преподобный Сергий Радонежский – основатель Свято – Троицкого монастыря. Из деревянных чурочек, которые в избытке появлялись при строительстве монастыря, Преподобный вырезал фигурки животных и людей и одаривал их детей.

Затем игрушки начали вырезать в поселениях вокруг монастыря. Часто среди резных игрушек можно было увидеть медведя. В Сергиевом Посаде из уст в уста, из поколения в поколение до наших дней передаётся придание о дружбе Преподобного и медведя. Сергиево – Посадские игрушки несут в себе особое тепло. До сих пор сохранилась традиция проведения ярмарок народной игрушки в окрестностях монастыря.

В детском саду проводится большая работа по ознакомлению детей с народными промыслами, по приобщению к народной художественно – творческой культуре. Народное искусство не знает натуры в ее индивидуальном, живом и неповторимо – конкретном облике. Для него характерен упрощенный язык форм, ясность композиционных построений.

Завершая работу по теме «Мастера и рукодельницы» дети на странице Альбома рисуют русские узоры, нашедшие отклик в душе каждого.

Выполнение творческого задания «Традиции нашей семьи» направлено на сохранение и передачу семейных традиций из поколения в поколение. На странице Альбома «Мои Истоки» книги «Семейные традиции» дети самостоятельно воплощают в рисунках наиболее яркие, запоминающиеся для них образы в ходе освоения социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

Таким образом, в процессе реализации парциальной программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании решаются не только задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, но и задачи художественно-творческой самореализации и эстетического развития.

Как отмечал великий русский педагог К. Д. Ушинский, что главным средством в развитии ребенка в дошкольном возрасте является родное слово, поэтому важно больше читать детям книг. «Ведь не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он усваивает бесконечное множество понятий, множество мыслей, чувств, художественных образов…Осваивая родной язык, ребенок осваивает духовный опыт предшествующих поколений»

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по аппликации «Ящик с фруктами»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по аппликации «Ящик с фруктами» В течении тематической недели"Осень. Следы осени. Сбор урожая" воспитанники старшей группы на занятиях по художественному творчеству рисовали,лепили.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы художественно-творческой самореализации старших дошкольников в образовательном процессе
Опубликовано: 15 марта 2023 в 22:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы художественно-творческой самореализации старших дошкольников в образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Першина (УИ 641333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД