МААМ-картинки

Методы и приемы для эффективной организации образовательного процесса формирования основ правовой культуры

ИРИНА БОЛГАРЦЕВА
Методы и приемы для эффективной организации образовательного процесса формирования основ правовой культуры

В настоящее время основная задача современного образования – воспитание человека культуры. Открыв и признав право как общечеловеческую культурную ценность, современное общество декларирует задачу овладения личностью правовыми ценностями, начиная с этапа дошкольного детства.

В культуре многих народов отмечен процесс раннего приобщения детей к ценностным основаниям общества, в том числе и к ценностям права, закону. Великий мыслитель древности Платон отмечал, что "игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, невозможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан».

Публикация «Методы и приемы для эффективной организации образовательного процесса формирования основ правовой культуры» размещена в разделах

Проблема права органически взаимосвязана с приобщением граждан к общекультурным ценностям. Культура рассматривается как совокупность жизненных проявлений, достижений, творчества народов, выражение и результат самоопределения воли народа или индивида. В культуре определяются и закрепляются общечеловеческие представления о добре и зле, честности, справедливости, единстве слова и дела, политический выбор граждан, ценности и идеалы общества, формы социальных взаимоотношений людей в ходе согласования их интересов. Культура, как развивающийся процесс, характеризуется постоянными изменениями, появлением новых качеств, присвоением новых ценностей, в том числе и правовых. Культуру принято рассматривать в двух основных формах – материальной и духовной. Общими компонентами любой культуры выступают четыре составляющих: понятия, отношения или представления, ценности, правила и нормы. Особенностью культуры является существование живого носителя – человека. Ценность культуры состоит в том, что она содействует человеку в процессе вхождения в социальный мир, приобщения к нормам и правилам жизнедеятельности в обществе. Благодаря приобщению к культуре происходит усвоение социального опыта, общечеловеческих ценностей, становление личности. В связи с этим, общепризнано активное влияние культуры, ее ценностей на становление и формирование личности.

Понятие «правовая культура» в широком общественном понимании трактуется как комплекс представлений и чувств, выражающихся в уважительном отношении к действующему праву и соответствующем правовом поведении.

Аспекты правового воспитания детей дошкольного возраста, формирования у них основ правосознания и правовой культуры подняты в исследованиях М. И. Богомоловой, С. А. Козловой, Л. В. Коломийченко, Г. А. Гогоберидзе, Э. К. Сусловой, Н. В. Виноградовой, Л. М. Захаровой, Е. В. Рылеевой, Е. А. Казаевой, С. Ф. Федотовой, Н. Ю. Майданкиной. Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщений детей к национальным и общечеловеческим духовным ценностям, на базе которых происходят усвоение элементарных правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка. Именно на этапе дошкольного возраста ребенок начинает

осознавать, познавать самого себя, раскрывает свои возможности и способности, становится полноценным и полноправным членом человеческого сообщества, приобщается к социальному миру.

Для детей 4-5 года жизни характерен глубокий интерес к социальной действительности, они знают и называют собственное имя, фамилию, пол, имена членов своей семьи и ближайших родственников; имя и отчество воспитателей; испытывают привязанность к близким и сверстникам; умеют сохранять жизнерадостное настроение, стремятся к положительной оценке окружающих. В отношениях со сверстниками обращают внимание на особенности внешнего вида детей, различия между детьми по признаку пола, совместно со сверстниками способны принимать участие в разрешении проблемных ситуаций. Младшие и средние дошкольники с удовольствием откликаются на просьбы взрослого принять участие в общем занятии или деле. Они постепенно приучаются пользоваться общепринятыми способами поведения и общения: выполняют нормы этикета, правила обращения с вещами и т. д.

В возрасте 6-7 лет происходит зарождение новых социальных потребностей - потребности в уважении и признании взрослого и сверстников, желание выполнять "взрослые " дела и быть " взрослым". Активно проявляется у старших дошкольников интерес к коллективным формам деятельности, желание поступать в соответствии с установленными правилами и нормами. В этом возрасте ребенок усваивает элементарную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. Старшие дошкольники способны сдерживать свои непосредственные желания, у них формируется иерархия мотивов, они способны выполнять требования взрослого и действовать в соответствии с установленными правилами. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать свое место среди других людей, у них формируются внутренняя социальная позиция и стремление к новой социальной роли. Ребенок старшего дошкольного возраста осознает и анализирует свои переживания, у него формируются устойчивая самооценка, отношение к успехам и неудачам в деятельности. Дети старшего дошкольного возраста, выполняя задание, способны использовать усвоенный способ действия, сравнивать полученнй результат, в необходимых случаях исправлять ошибку.

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения. Сложность решения этой задачи заключается в небольших возможностях детей дошкольного возраста в усвоении знаний правового характера. Следует отметить, что дети старшего дошкольного возраста способны освоить больший объем правовых представлений по сравнению с младшими дошкольниками. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача, направленная на расширение "минимума" нравственно-правовых представлений - о свободе, равенстве, человеческом достоинстве, праве иметь имя, семью, собственное имущество - сохраняется. Параллельно дошкольники способны овладевать новыми нравственно-правовые представлениями - право быть гражданином страны, право выбирать место своего жительства, путешествовать по миру и возвращаться домой.

Адекватные нравственно-правовым представлениям, суждениям и ценностным ориентациям ребенка модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых предполагают владение детьми навыками и умениями терпимого и ответственного поведения: согласовывать свои действия с действиями сверстников, замечать нарушение правил в собственном поведении и поступках других детей, подчиняться действующим правилам, при необходимости уметь устанавливать и изменять их, понимать причину конфликта и находить способ конструктивного разрешения, вставать на защиту сверстника, чьи права нарушаются.

Методы и приемы работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста:

1. Методы и приемы, направленные на формирование нравственно-правовых представлений, их конкретизацию и систематизацию.

• Знакомство детей с адаптированными текстами международных, документов, раскрывающих основные права и свободы человека.

• Чтение и рассказывание произведений устного народного творчества, произведений классической детской литературы, доступных фрагментов учебного пособия А. Усачёва «Приключения маленького человечка», подчеркивая в содержании нравственно-правовые аспекты.

• Рассказы воспитателя на нравственно-правовую тематику. Воспитатели, перерабатывая литературу о праве, составляют рассказы, доступные восприятию старших дошкольников.

• Вопросы нравственно-правовой направленности. Воспитатель, продумывая вопросы, обращается к близкому детям сказочному опыту. Серия репродуктивных вопросов позволяет детям воспроизводить сюжеты сказок или их фрагменты. Особенностью творческих вопросов является то, что они побуждают детей к размышлениям о поступках сказочных героев и помогают им выстраивать собственные суждения на нравственно-правовую тематику.

• Рассматривание иллюстраций, наборов картин, отражающих нравственно-правовые понятия. Воспитатель подбирает соответствующие иллюстрации из книг и картинки, отражающие нравственно-правовую тематику, и предлагает их детям для рассматривания. По просьбе воспитателя, дети, рассматривая иллюстрации, отмечают, нарушены ли в сказках права героев, определяют, какое право нарушено, пытаются найти выход из данной ситуации.

• Беседы с детьми о нравственно-правовых понятиях. Беседы с детьми организуются в непринужденной обстановке групповой комнаты: в игровом уголке или месте для чтения и спокойного отдыха. Искренний доброжелательный тон педагога создает атмосферу уюта, помогает эмоционально настроить детей на беседу о хороших и плохих поступках людей, о добре и зле, правилах, которые действуют в группе. Тематика бесед должна обязательно опираться на личный опыт воспитателя и детей. Например, беседы о личном имуществе, о вещах, которыми они дорожат, — «сокровищах». По образцу воспитателя дети называют предмет, его назначение, рассказывают, почему эта вещь дорога ребёнку, обращают внимание на правила бережного обращения с ней. Совместно с воспитателем отмечают, что у каждого ребенка есть своя «дорогая» вещь, и делают вывод: у каждого ребенка могут быть личные вещи, нельзя брать их без разрешения. Детям сообщают о существовании в группе некоторых правил : у каждого ребенка есть имя, поэтому следует обращаться друг к другу по имени. Обращаться следует ласково. Правила обязательны для выполнения каждым членом группы. Правила можно изменять, но только с общего согласия.

• Использование плакатов-картин из серии «Разрешающие и запрещающие знаки поведения». Дети, находясь в группе, имеют возможность постоянно обращаться к этим знакам и рассматривать изображенные на плакатах модели положительных и отрицательных поступков людей. Плакаты оформляются с целью демонстрации детям как положительных, так и отрицательных моделей поведения.

• Использование демонстрационных материалов, отражающих общие представления об истории и культуре. Рассматривая пособия, ребенок понимает, что в огромном мире существуют и растения, и животные, и люди. Дети осознают, что принадлежат к человеческому роду и являются людьми. Они отмечают, что в течение жизни с человеком происходят изменения: из ребенка он превращается во взрослого.

2. Методы и приемы, направленные на развитие суждений о нравственно-правовых ценностях, нормах и воспитание позитивного отношения к окружающим.

Педагоги продолжают использовать методы и приемы, применяемые в младшем дошкольном возрасте.

• Хороводные игры.

В народной педагогике известно огромное количество хороводных игр. Игры в «круг» способствуют установлению доброжелательного, дружелюбного отношения детей друг к другу, развивают умение понимать товарища по игре, учат уважать его интересы, желания. Дети начинают понимать, что в каждой игре существуют правила, и осознают необходимость их выполнения. Дети принимают и выполняют правила, понимают, что выполнять правила бывает не только сложно, но и приятно.

• Занимательные упражнения «Братания». Для установления атмосферы равенства, принятия детьми друг друга, комфортного пребывания каждого члена группы предлагаются занимательные упражнения «братания». Такой прием используется после коллективных видов деятельности или успешного выполнения ребенком индивидуального поручения.

• Игра «Похвала».

Эти игры воспитателем организуются с целью показа ребенку возможности иметь собственное мнение по поводу какого-то события или человека. Необходимо научить ребенка высказывать собственное мнение, не обижая, не огорчая сверстников. В круге дети «дарят» ласковые, сердечные слова друг другу. Цепочка слов передается от воспитателя к каждому ребенку в группе. Все дети должны «получить» в свой адрес добрые слова.

• Игры в «раскрашивание» и «украшение».

В игре может принять участие каждый ребенок. В играх они равны друг другу, в играх есть правила, и все в играх действуют по правилам. Дети усваивают основное правило игры - «украшать» ребенка можно только с его разрешения.

Игра начинается с предложения воспитателя украсить его: лицо, руки, одежду. Дети, как правило, с удовольствием включаются в игру и украшают воспитателя лентами, бантами, красками. После украшения воспитатель обращает внимание на положительные изменения, которые с ним произошли, и предлагает украсить кого-то из детей.

• Упражнения на развитие понимания эмоциональных состояний окружающих.

Воспитатель, организуя эти игры, обращает внимание детей на то, что у людей могут быть разные настроения: они могут испытывать радость, печаль и т. п.

Для этого детям предлагают наборы картинок с изображениями людей, испытывающих различные эмоции, дети должны правильно «считать» информацию. Следует постепенно усложнять упражнения, начиная с 2-3 картинок и увеличивая их количество до 4-5. Воспитатель побуждает детей демонстрировать собственные умения изображать яркие эмоциональные состояния - радость, огорчение, смех, удивление.

• Игры с изменением образа «Мечтатели».

Воспитатель предлагает детям принять участие в играх с изменением собственного образа и образа сверстников. Воспитатель обращает внимание детей на возможность и занимательность изменения внешнего облика. В игре участвует подгруппа детей.

В этой серии игр дети заранее договариваются о правилах : внимательно выслушивать мнение каждого, отстаивать собственное мнение, не обижая другого. Вариантами таких игр являются конкурсы "Турнир древних рыцарей", "Костюм древнего человека" и т. п.

•Задания, закрепляющие умения детей самостоятельно и осознанно выбирать нравственно-правовые основания для своих поступков.

Серия заданий имеет дифференцированную направленность :

1- задания этой серии направлены на то, чтобы побуждать детей высказывать отношение к происходящим событиям, поступкам героев;

2- задания второй серии ориентированы на то, чтобы дети высказывали собственное мнение о сказочной ситуации, имели возможность самостоятельно отстаивать свою точку зрения, при этом ориентируясь на позитивные ценности общества.

Воспитатель, организуя выполнение этих заданий, обращает внимание детей на то, что в сказках герои совершают разные поступки: защищают слабых, помогают несчастным и т. д. Вначале воспитатель напоминает детям сказочные сюжеты, обращает внимание на поступки героев, уточняет их смысл, выражает собственное отношение к их поступкам, постепенно объясняет их нравственно-правовые основания. Воспитатель обращается к детям с просьбой самостоятельно вспомнить сказки и поступки сказочных героев, дать им объяснение, высказать свое суждение о происходящем с позиций нравственно-правовых ценностей.

При выполнении этой серии заданий детей подводят к выводу о том, что право каждого человека — иметь собственное мнение об окружающем. Мнения у людей могут быть разными: могут совпадать и не совпадать. Мнение может быть справедливым и несправедливым. Мнение одного человека может отличаться от мнения другого человека. Человек может изменять свое мнение. Человек может отстаивать свое мнение. Свое мнение человек должен выражать, не обижая и не унижая других людей.

3. Методы и приемы, направленные на реализацию накопленных нравственно-правовых представлений.

Организация выставок любимых вещей.

Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи.

Экспонатами выставок становятся дорогие малышам вещи: сумочки — рюкзачки, закладки, игрушки. Малышам предлагается принять участие в отборе материалов для выставки, поупражняться в аккуратном обращении со своими и чужими вещами.

• Сочинение историй, сказок о себе, близких людях на нравственно-правовую тематику.

• Проведение вечеров сказок.

Детям предлагают сочинить сказки о правах человека, о демократическом устройстве общества, стране, президенте, правилах группы.

• Демонстрация детьми собственных работ. На детских шкафчиках для хранения одежды укрепляются разноцветные крючки, на которых ежедневно каждым ребенком совместно с педагогом вывешиваются детские работы. Подобная демонстрация детских работ позволяет упражнять малышей в уважительном отношении к своим работам и работам сверстников. Малыши учатся аккуратному обращению с собственными и чужими результатами труда, учатся не ломать, не рвать детские работы.

• Игры «Запрещающие и разрешающие знаки поведения». Для организации игры изготавливается серия картинок, с помощью которых демонстрируется действие основных прав человека : жестокое обращение с детьми, участливое отношение друг к другу, высказывание собственного мнения, владение игрушками. Картинки на креплениях расставляются по игровому полю. Дети, перемещаясь по полю, отбирают положительные модели поведения.

• Ведение ребенком совместно с родителями альбомов о себе и своей семье.

В альбоме дети записывают свое имя, домашний адрес, рисуют или наклеивают любимую игрушку, имена близких.

• Упражнения «Сказочные правила».

В сказках на бытовую тематику дети пытаются определить, какие необходимые правила выполняют или не выполняют герои. Например, Зайчик и Лиса из сказки «Заюшкина избушка».

• Участие вместе со взрослыми в полезных делах.

Дети совместно с воспитателем учатся устанавливать элементарные правила жизни в группе :

- здороваться, когда входишь в помещение;

- брать вещи с разрешения владельца;

- просить разрешение, чтобы приняли в игру;

- обращаться по имени к каждому ребенку.

По мере запоминания и исполнения правил детьми, воспитатель вводит новые.

• Воспитывающие ситуации.

Воспитывающая ситуация специально организуется педагогом. Он продумывает её цель, содержание, место в образовательном процессе ДОУ, условия реализации. Воспитывающая ситуация способствует закреплению детского опыта поведения, общения, деятеьлности. Однако основным в воспитывающей ситуации являются постановка перед детьми проблемы взаимодействия с окружающими, её поведенческих аспектов, выработка совместных способов принятия решений, отработка адекватных моделей действия. Воспитывающая ситуация ставит ребенка перед необходимостью осознать поведенческую проблему, сделать правильный выбор и решить её определенным способом. В связи с этим ценность воспитывающих ситуаций заключается в формировании социально-значимых навыков поведения, а именно: умение принимать различия в людях, отражающиеся в их поступках, одежде, разговоре; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими, закрепление навыков ответственного поведения за начатое дело, совершённый поступок, сказанное слово. Воспитывающие ситуации развивают личностные проявления дошкольников: чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость к близким, миролюбие, согласие, чувство меры.

.Игры - путешествия. Они организуются воспитателями для закрепления детьми основных прав человека и уточнения демократического устройства общества. Воспитатели предлагают детям отправиться в путешествие в другие страны. Дети выбирают маршрут путешествия, удобный вид транспорта. Совместно с педагогом продумывают документы, необходимые для путешествия, уточняют правила поведения.

• Домашние задания. Воспитатель предлагает детям выступить в роли исследователя и выяснить, как в семье соблюдается право каждого человека на имя; право каждого человека жить в семье; право каждого взрослого на труд и отдых. Совместное обсуждение результатов домашнего исследования помогает детям осознать основные права и свободы человека.

• Творческие задания детям.

Педагогами разрабатывался комплекс заданий детям, востребующий полученные представления, например: "Представьте, что ваша группа - Дума детского сада. Дума принимает законы и вырабатывает правила. Давайте вместе составим правила, по которым будут жить дети в детском саду".

Например, "Представьте, что идет заседание Думы детского сада. Подумайте, какие правила каждый ребенок в группе выполняет без напоминания. Попробуйте дополнить правила группы, внести в них изменения".

Прием "Выборы президента группы".

Дети успешнее усваивают модели общественного устройства и нравственно-правового поведения, если воспитатель организует увлекательную деятельность, в которую максимально "включены" дети. В "выборах" принимает участие каждый ребенок группы, привлекаются и родители воспитанников. Каждый "кандидат" готовит свою программу выступления.

• Игра «Прием в президентском дворце».

Такая игра организуется один раз в год - в День Независимости России. Совместно с детьми выбираются президент, его помощники. "Президент" обращается с торжественной речью к своим согражданам. Во время торжественной церемонии звучат национальные песни, стихи отечественных поэтов, исполняется гимн России.

• Праздник "Права человека".

Публикации по теме:

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы для эффективной организации образовательного процесса формирования основ правовой культуры
Опубликовано: 29 января 2022 в 14:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД