Мария Зверева
Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия.
Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, является одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
Публикация «Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия» размещена в разделах
Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями воспитанников.
В музыкальном восприятии и обучении детей применяют три взаимосвязанных метода работы :
1. наглядный;
2. словесный;
3. метод практической деятельности.
Наглядный метод используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.
Словесный метод. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.
Практический метод. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, а также активизировал свои творческие способности необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Движения используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста, танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание.
Хоть и опыт моей работы музыкального руководителя небольшой, но я могу поделиться несколькими приемами развития творческих способностей у детей. В своей педагогической деятельности я использую методы и приемы, разработанные для развития творческого восприятия музыки.
Первый метод. Мимическое уподобление - это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонации голоса педагога усиливают выразительность речи. Выражение глаз, улыбка или серьезность, внешнее проявление увлеченности крайне важно для ребенка, так как служит для него своеобразным ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений :
Г. Свиридов «Упрямец»
Г. Свиридов «Ласковая просьба»
Второй метод. Инструментальное уподобление - предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений :
Д. Шостакович – «Вальс-шутка»
А. Гречанинов «Вальс»
Оборудование: металлофон, ксилофон, треугольники, колокольчики.
Таким образом, применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, а главное - развития их творческих способностей.