Папки-передвижки

Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста

Юлия Никулушкина
Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

И УПРАЖНЕНИЙ

ТЕМАТИКА

1. Большая, средняя, маленькая матрешка.

2. Домик с большими и маленькими окошками.

3. Домик с треугольными окошками.

4. Домики с треугольными и квадратными окошками.

5. Мячи четырех цветов.

6. Найди куклу по цвету.

7. Подарим куклам бусы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2–3 ГОДА)

Публикация «Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста» размещена в разделах

Методы и приемы воспитания сенсорной культуры

у детей раннего возраста

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания (Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Приём – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчиненный характер.

При формировании у детей основ сенсорной культуры следует использовать способность детей к подражанию.

1. Сначала все действия выполняются совместно с ребенком, поскольку это максимально соответствует возможностям детей.

2. Детям показывают, как выполнить то или иное действие, а затем совместно (то есть руками ребенка) выполняют. В данном случае подражание является сопряженным: взрослый осуществляет поэлементный показ действия, а ребенок повторяет каждый элемент. В случаях затруднения взрослый помогает ребенку выполнять действие, направляя его руки. Далее подражание носит отраженный характер: после показа операции ребенок выполняет ее самостоятельно. Взрослый оказывает ему необходимую помощь.

3. На втором этапе обучения дети способны выполнить задание по наглядному образцу после тщательного анализа, объяснения и показа педагога. Педагог руководит действиями ребенка, оказывает ему помощь.

4. На третьем этапе обучения можно подойти к выполнению заданий по инструкции с опорой на образец.

При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака. Целесообразно использовать следующие приемы обследования : показ величины (протяженности, высоты и ширины предмета, проведение пальцами по указанной протяженности, измерение ее разведенными пальцами или руками, сравнение величины предметов путем наложения или приложения. Значительное место в работе следует отводить тренировочным упражнениям, игровым ситуациям, а в дальнейшем – дидактическим играм.

При формировании умения строить сериационные ряды сначала детей обучают раскладывать три предмета по подражанию, затем по образцу и далее по правилу (выбирать каждый раз самый большой/маленький).

В последующем можно увеличить количество предметов до 5–7. Необходимо отметить, что результаты измерений должны использоваться в различных содержательных деятельностях (предметной, игровой, продуктивной).

При формировании представлений о геометрических фигурах, телах и форме предметов большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога.

1. Сначала все действия выполняются совместно («рука в руке», затем по подражанию и образцу.

2. Целесообразно также использовать показ геометрического тела (фигуры, его называние (педагогом, выбор «такого же» по подражанию и образцу.

3. Затем необходимо организовать такие действия ребенка с предметом, которые обусловлены его формой. Далее используются упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму; упражнения на выбор по образцу (предметов одного цвета и величины; предметов разного цвета и величины); упражнения на выбор по словесному обозначению педагога; упражнения в форме дидактических и подвижных игр.

Аналогичная система работы предусматривается при ознакомлении с геометрическими фигурами. Знакомство с геометрическими фигурами происходит путем сравнения с уже известными формами в той же последовательности (к примеру, для демонстрации «связи» между телами и фигурами можно использовать эффект тени: при ярком местном освещении демонстрируют, что тень от шара – это круг и пр.). При поиске предметов различной формы в окружающей обстановке можно использовать «геометрические ориентиры» – фигуры с четко обведенным контуром. Размер фигуры соответствует размеру искомых предметов, что облегчает задачу. Результаты обследования используются в различных видах деятельности (предметной, игровой, продуктивной, конструктивной).

Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, как при обследовании величины или формы предмета. Поэтому формирование представлений о цвете происходит путем фиксации внимания детей на тождестве цвета предметов.

1. На начальном этапе обучения, когда у детей еще не сформированы эталонные представления, выделение цвета осуществляется через соотнесение предметов между собой. При этом первоначально это будут устойчивые пары цветов, например: черный – желтый, красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный.

2. В дальнейшем пары устанавливаются произвольно. Ребенку показывают предмет определенного цвета и предлагают: «Выбери такой же, как у меня» (такого же цвета). Вначале предлагается выбрать из двух лежащих перед ребенком предметов.

3. В дальнейшем постепенно увеличивают численность элементов группы однородных предметов до шести (например, деревянные шарики по три каждого цвета). Ребенок каждый раз выбирает один предмет определенного цвета, перекладывая его в указанное педагогом место (стаканчик, коробочку, сосуд с узким горлышком и пр., и таким образом получает две группы однородных предметов. Это упрощенный вариант группировки, промежуточный между выбором по образцу и группировкой.

4. Следующий шаг – обучение группировке, когда перед ребенком в произвольной последовательности раскладывают предметы, а он берет их по порядку и определяет путем приложения к образцу, в какую группу их положить.

5. В дальнейшем предметы раскладываются без использования образца (элементарная классификация). При выполнении каждого действия педагог называет цвет предмета, постепенно добиваясь повторения и самостоятельного его называния ребенком.

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2–3 ГОДА)

Дидактическая игра:

«Большая, средняя, маленькая матрешка».

Цель: развивать умение детей в сопоставлении предметов по величине и в понимании слов «большая», «средняя», «маленькая».

Оборудование: дидактическая картинка с матрешками: большой, средней, маленькой, три силуэта матрешки: большой, средний, маленький.

Описание:

1. Воспитатель показывает ребенку силуэты с тремя матрешками, рас-сматривает их с ним постепенно: большую, среднюю, маленькую.

2. Затем воспитатель выстраивает два силуэта матрешки: большую и маленькую. Рассматривает с ребенком матрешки. Фиксирует внимание на их величине: одна матрешка маленькая, а другая большая, затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрешку.

3. Далее воспитатель дает ребенку дидактическую картинку с тремя матрешками. Рассматривает их: матрешки – яркие, нарядные, большая, средняя, маленькая.

4. Воспитатель предлагает ребенку наложить силуэт большой матрешки на большую матрешку на дидактической картинке, так же просит поступить и с маленьким силуэтом матрешки.

5. Достав еще один силуэт матрешки (средний, воспитатель выстраивает на столе все три силуэта в один ряд и подчеркивает разницу в величине. Ребенок внимательно рассматривает матрешек, затем с помощью взрослого показывает, где большая матрешка, маленькая и средняя.

Не следует требовать от детей произнесения названий величины, важна лишь их практическая ориентировка в размерах предметов.

6. Воспитатель дает силуэты детям и просит разложить их на дидактической карточке методом сопоставления.

7. Далее воспитатель предлагает детям посмотреть, как матрешки танцуют: большая под спокойную музыку, средняя под плясовую, маленькая под колыбельную.

8. Детям предлагается хлопнуть один раз, если они увидят большую матрешку; топнуть, если увидят среднюю матрешку; присесть, если увидят маленькую матрешку.

Дидактическая игра

«Домик с большими и маленькими окошками».

Цель: обращать внимание детей на величину предметов; формировать умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине: учить понимать слова «большой», «маленький», «такой», «не такой».

Оборудование: силуэты окошек – большой и маленький, дидактическая картинка «Домик с большими и маленькими окошками».

Описание:

1. Воспитатель показывает ребенку дидактическую картинку с домиком и отверстиями для большого и маленького окошка, объясняя ребенку, что в этом домике есть большие и маленькие окошки. Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши. Поясняет, что окошки можно закрыть, предлагает ребенку взять маленькое окошко и разместить в окошке домика, далее предлагает взять большое окошко и разместить в домике. Форма окошка не называется. Показ каждого окошка сопровождается словами «такой», «не такой», «большой», «маленький».

2. Ребенку предлагают послушать маленький отрывок из стихотворения о доме.

СТРОИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ

Мы строителями станем

И построим новый дом.

Первым делом подойдите,

Ознакомьтесь с чертежом.

Подгоните самосвалы,

Загружайте кирпичи.

Ими кубики побудут.

– Начинайте, силачи!

А теперь возводим стены

Выше роста своего.

Кран подъёмный вызываем,

Пусть поставит нам окно.

Под конец положим крышу…

Ах! Какая красота!

Дом построен, все довольны,

И закончилась игра.

Л. Разумова

Одновременно со стихотворением показать дом с большим и маленьким окошками. Детям предлагается назвать окошко, которое закрыто (большое, маленькое).

Дидактическая игра

«Домик с треугольными окошками».

Цель: развивать у детей умение чередовать предметы по величине; учить понимать слова «большой», «маленький», «такой», «не такой».

Оборудование: силуэты треугольников (больших и маленьких, дидактическая картинка домиков с треугольными большими и маленькими окошками.

Описание:

1. Воспитатель показывает детям дидактическую картинку с отверстиями – большими и маленькими треугольниками. Объясняет, что в этом домике есть большие и маленькие треугольные окошки, затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши треугольной формы. Поясняет, что окошко можно закрыть. Воспитатель сначала показывает действия, потом предлагает их совершить ребенку. Показ каждого предмета сопровождается словами: «такой», «не такой», «большой», «маленький». После того как ребенок заполнит все окошки треугольной формы, ему можно дать дидактическую картинку с квадратными окошками. Тем, кто неуверенно справляется с заданием, необходимо предложить выполнить задание еще раз с этим же материалом, но повернуть дидактическую картинку таким образом, чтобы отверстия, находившиеся справа, оказались с левой стороны.

2. Воспитатель еще раз показывает детям «образ» треугольника, читает стихотворение о нем и предлагает сказать, сколько треугольников и какие они по величине.

ТРЕУГОЛЬНИК

Треугольник – три угла,

Посмотрите, детвора:

Три вершины очень острых –

Треугольник «остроносый».

Стороны в нем тоже три:

Раз, два, три – ты посмотри.

Треугольник мы рисуем,

Знать теперь его мы будем

И. Лазарева*

Дидактическая игра

«Домик с треугольными и квадратными окошками».

Цель: закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм.

Оборудование: дидактическая картинка домиков, силуэты треугольников и квадратов.

Описание:

Воспитатель показывает детям дидактическую картинку с квадратными и треугольными отверстиями. Внимание детей обращается на то, что в домике имеются разные окошки – «такие» и «вот такие». Воспитатель сопровождает эти слова жестами – обводит рукой форму окон. Потом он показывает вкладыши и поясняет, что у него много геометрических игрушек и они тоже разные: треугольные и квадратные. Затем воспитатель демонстрирует еще раз дидактическую картинку и вкладыши одновременно, отмечает, что окошки можно закрыть. Воспитатель показывает, как закрывать разные окошки: сначала необходимо примерить вкладыш к окошку, а потом, если вкладыш подходит, закрыть окошко. Подбирать вкладыш к каждому окошку путем сравнения соответствующего отверстия с геометрической фигурой. Во время повторного выполнения задания необходимо дидактическую картинку повернуть так, чтобы треугольные отверстия были слева.

Дидактическая игра:

«Мячи четырех цветов».

Цель: обращать внимание детей на цвет предмета; устанавливать тождества и различия предметов; развивать понимание слов «цвет», «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький».

Оборудование: дидактическая картинка с мячами, игрушка – игровой персонаж.

Описание:

Воспитатель показывает детям дидактическую картинку с мячами. Дети слушают рассказ воспитателя : «На картинке нарисованы мячи, давайте их рассмотрим. Три мячика спрятались (воспитатель прячет за лист бумаги три мяча, а один остался. Какой он по цвету?» Таким образом рассматриваются все мячи. После того как все мячи будут открыты для рассматривания, рассказать детям, что три мяча большие, а один маленький. Спросить детей, какой по цвету мяч маленький, какие по цвету большие мячи? Далее воспитатель просит ребенка поставить игрушку (зайчика) рядом с красным мячом, зеленым, большим мячом и маленьким мячом. Таким образом, зайчик с помощью ребенка путешествует по дидактической картинке, а ребенок говорит зайчику, рядом с каким мячиком он остановился.

Дидактическая игра:

«Найди куклу по цвету».

Цель: обращать внимание детей на цвет одежды куклы; обозначать цвет словом; развивать умение различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

Оборудование: дидактическая картинка, белый лист бумаги А4, бумага для рисования, цветные карандаши.

Описание:

1. Воспитатель предлагает детям познакомиться с куклами, которые пришли в гости. Обращает внимание, что они все нарядные. С помощью белого листа бумаги закрывает три куклы и объявляет детям, что куклы решили поиграть в прятки, следующая кукла покажется только тогда, когда дети расскажут про части одежды предыдущей куклы. Необходимо с детьми поговорить о названиях частей одежды и ее цветовой гамме.

2. Воспитатель показывает гостей – кукол в разной по цвету одежде, сначала куклы появляются все вместе, затем – по одной. Воспитатель рассматривает с детьми одежду одной куклы и предлагает для нее сделать подарок – нарисовать мячик тем цветным карандашом, который соответствует цвету одежды куклы, для следующей куклы можно нарисовать шарик, для третьей куклы – цветок, для четвертой – клубочек.

Дидактическая игра

«Подарим куклам бусы».

Цель: обращать внимание детей на цвет одежды куклы; обозначать цвет словом; развивать умения различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий); развивать умения детей выбирать предметы заданного тона из четырех возможных; закреплять умение группировать предметы по цвету.

Оборудование: дидактическая картинка «Бусы» (4 шт., дидактическая картинка «Куклы».

Описание:

1. Воспитатель предлагает вспомнить своих гостей-кукол и подарки, которые дети сделали гостям. Дети вместе с воспитателем вспоминают цвет одежды каждой куклы. Взрослый предлагает рассмотреть бусы – подарки для кукол, дети и воспитатель вместе размышляют над тем, какие по цвету бусы подойдут каждой кукле. Далее каждому ребенку по очереди даются карточки с бусами и предлагается разместить их над той куклой, которой они подходят. Можно раздать четырем детям по карточке с бусами и предложить поместить ее рядом с той куклой, к которой подходит данное украшение. После того как дети определят соответствие среди картинок, воспитателю необходимо попросить каждого ребенка объяснить, почему он именно так выполнил задание.

2. Воспитатель предлагает детям посмотреть и назвать цвет одежды той куклы, (которая на картинке). В знак благодарности кукла поет детям песенку, вторая кукла рассказывает стихотворение, третья просит детей слепить ей бусы из красного пластилина, четвертая кукла предлагает детям с ней потанцевать.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста
Опубликовано: 15 августа 2022 в 13:24
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Никулушкина (УИ 327192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД