Нурбатима Джартанова
Методы и приемы закрепления новых слов
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы закрепления новых слов.
Закрепление новых слов. Для закрепления новых слов необходимо, чтобы дети проделали с ними ряд операций в определенной последовательности : узнавание,выбор слова с наглядной подсказкой. выбор слова без наглядной подсказки. Названные действия способствуют установлению создании ребенка прочной связи между звуковой формой слова и его значением и должны быть подлинно речевыми. Это означает, что в специальных игровых ситуациях у детей должны быть созданы мотивы для такого рода действий, желание проделать их.
Публикация «Методы и приемы закрепления новых слов» размещена в разделах
- Магазин. Профессия продавец
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Рассмотрим подробно вопросы организации игровых упражнений для закрепления новых слов.
Узнавание слова. Работа с детьми может осуществляться в таких формах :
1)Воспитатель произносит несколько новых слов и одновременно демонстрирует какой-то один из названных предметов (картинку). Ребенок определяет, какое из звучащих слов является названием данного предмета, и сообщает свое решение («да» или «нет»). Игры такого типа могут быть коллективными. При этом ответы детей,хотя и произносимые хором, по замыслу будут индивидуальными (часто бывает так,что одна половина группы говорит «да», а другая – «нет»);
2)Воспитатель называет слово, а ребенок отбирает из ряда предметов тот,которому оно соответствует. При достаточном количестве раздаточного материала игры такого типа также можно проводить со всей группой одновременно – дети выбирают нужную картинку и поднимают ее над головой.
Для того чтобы описанные упражнения были интересны детям,необходимо вводить их в состав разнообразных игровых ситуаций (в начале первого года объяснения следует давать детям на их родном языке). Приведем несколько примеров.
ИГРЫ ПЕРВОГО ТИПА
1. Воспитатель: «Дети, сейчас я закрою глаза и дотронусь до какого-то животного (если используются игрушки или картинки). Потом я открою глаза и попробую угадать,кто это был». Педагог открывает глаза и произносит названия животных,а дети отвечают «да» или «нет»
2. То же,но один из детей поднимает игрушку или картинку, а воспитатель при этом закрывает глаза.
3. Воспитатель вызывает ребенка и говорит : «Сейчас я попробую отгадать,какое животное (продукт питания,предмет обихода и т. п.) тебе больше всего нравится» Воспитатель называет животных,показывая на соответствующие предметы, а ребенок отвечает «да» или «нет»
4. Различные варианты игры «Что пропало?» (кто из зверей убежал из зоопарка? Кто из членов семьи уезжал? что съела мышка,прибежавшая ночью на кухню? И т. п.). Водящий-ребенок- выполняет игровые действия (убирает прячет игрушку,показывает ее так, что бы все дети видели). Отгадывает все время воспитатель. Текст, с помощью которого педагог вводит игровую ситуацию следует строить так,чтобы нужные слова стояли в именительном падеже, например : «Нана будет мышка. Она прибежит на кухню и как будто что-то съест. Она возьмет что-то со стола и спрячет,чтобы я не видела,а я попробую угадать что это».
Во время игр часто возникают моменты, когда можно использовать интерес детей к ситуации и побудить их еще раз произнести группу новых слов, например: «В магазине были вот такие игрушки …»; «На кухне были такие продукты …»; «У художника были краски таких цветов …»
ИГРЫ ВТОРОГО ТИПА
1. Воспитатель : «Сейчас каждый их вас должен получить игрушку. По очереди подойдите к столу, послушайте,как называется игрушка,и возьмите ее»
2. Воспитатель : «Кто-то из зверей собирается убежать из зоопарка (из дома). Послушайте, кто это, и поскорей поймайте – назовите его «.
3. Воспитатель : «Тофик, послушай, какую вещь мне надо купить,сходи в «магазин» и принеси мне ее».
4. В ы б о р с л о в а с н а г л я д н о й п о д с к а з к о й. Действия ребенка на этом этапе закрепления новой лексики заключаются в следующем :он должен прослушать несколько названий,имея перед глазами соответствующие предметы или картинки, и выбрать какой-то предмет, произнеся оно из только что прозвучавших слов. Необходимость таких упражнений обусловливается тем, что детям еще трудно самостоятельно назвать предмет – пока могут это делать, лишь повторяя слово за педагогом. Чтобы повторение не было не было механическим, воспитатель создает игровую ситуацию, в которой действия ребенка приобретают осознанность и мотивированность. Подобные ситуации часто встречаются и в реальном речевом общении, например : «Что вы будете пить? У меня есть кофе, чай,сок». Приведем примеры:
1. Все игровые ситуации,которое применяются на этапе узнавания,с той разницей, что воспитатель произносит слова не по одному,а по нескольку,что не дает ребенку ограничиться ответом «да» или «нет» («Угадайте, что мне нравиться : яблоко,лимон,апельсин?»).
2. Воспитатель по очереди подходит к детям,держа в руках несколько предметов или картинок, и говорит : «Эти звери хотят у тебя жить. Скажи,кто тебе больше нравится, и забирай его, лиса, медведь …» И т. п.
3. Воспитатель: «Сейчас мы поедем в гости в другой город. Но прежде каждый назовет вид транспорта, который ему больше нравится,и получит картинку».
Общим для всех этих игровых ситуаций является, во-первых то, что дети видят предмет до того, как произносят соответствующие слово. Бывает так, что ребенок,вместо того чтобы произнести слово,просто дотрагивается до предмета или указывает на него пальцем. Подобное действие естественно для человека,попавшего в условия, в которых он хочет выразить какое-то желание Юно не владеет речью в достаточной степени. (Так ведут себя только маленькие дети,но и взрослые попавшие в среду незнакомого языка, туристы при посещении магазина за границей и т. д.) поэтому воспитателю не следует ограничиваться «приказом» («нельзя показывать пальцем, нужно назвать словом») – надо сменить игровую ситуацию таким образом, чтобы использование жеста стало невозможным, например. Провести всю игру как разговор по телефону,а игрушки будет доставлять на дот один из детей (шофер)
Выбор слова без наглядной «подсказки». Задача воспитателя на данном этапе словарной работы – как бы отделить в сознании ребенка слова от предмета,которое оно обозначает,научить извлекать его из памяти.
В организуемых игровых ситуациях детям показывают предмет после того,как они скажут его название. Приведем примеры игровых ситуаций с выбором слова без наглядной подсказки.
1. Воспитатель держит в руках предмет (не показывая его детям) или картинку (изображением вниз) и перечисляет слова, например : автобус, машина,поезд, самолет. Дети отгадывают,какой у него предмет (картинка, называя его. Игра провидится коллективно и позволяет закрепить в памяти всех детей новый материал.
2. Игровая ситуация типа «Чудесный мешочек» (владельцем мешочка может быть воспитатель, один ребенок или небольшая группа детей).
3. «Школа зверей». Воспитатель просит детей назвать зверей, которые пришли в школу. Как только кто-то произносит название животного, педагог ставит соответствующую игрушку.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что подобные игры являются эффективным методическим приемом закрепления новой лексики. Когда слово произносит один из детей, все присутствующие на занятии должны –этого требует от них специально организованная ситуация – слушать его и как бы перебирать в памяти все,остальные слова на данную тему, которые им известны (если лиса пришла в школу,необходимо вспомнить названия других зверей и пр.)
Действия ребенка со словом облегчаются возможностью выбора: он говорит то, что помнит. Ребенок может сделать ошибку,неправильно угадав название предмета, но тогда он с особым интересом и вниманием следит за дальнейшим развитием игры, ожидая правильного ответа товарищей
В процессе игры педагогу необходимо следить за тем, чтобы у каждого ребенка не угасал интерес к ней, помогать детям. Это помощь должна заключаться не в прямой подсказке, а в облегчении ребенку правильного выбора слова или предмета, в представлении новой попытки в случае неудачного ответа. Например,если ребенок,услышав три названия предметов, затруднился в выборе, воспитатель может повторить слова еще раз или предложить ему другой набор наглядных средств. Если ребенок выбирает не тот предмет,который назвал педагог, надо назвать другой предмет. Если он снова ошибается,можно вручить ему один из предметов,назвать и попросить повторить.
На последнем этапе работы над закреплением изолированных слов детям предлагаются такие задания такие задания,которые уже дают ребенку возможности свободно выбирать то или иное слово, а требует называния какого-то вполне определенного предмета (картинки). Приведем примеры.
«Быстрые глаза». Эта простая игра,которую очень любят дети,заключаются в том, что педагог быстро показываем им картинку или предмет, а затем прячет. Тот,кто первым даст правильное название,получает предмет или картинку. Выигрывает тот,кто получит больше картинок или игрушек,первым назвав большее количество слов.
«Уборка». Воспитатель вызывает одного или нескольких детей к столу, на котором лежат игрушки или картинки, все сидящие на местах дети называют предметы, а один ребенок (из вызванных педагогом) быстро откладывает в коробку или мешочек.
По мере того как будет пополняться словарный запас, совершенствоваться речевые навыки детей, игры следует усложнять. Например,дети могут подбирать определения к существительным, обозначающим овощи, фрукты и пр. (воспитатель называет слово огурец, и тот, кто первым скажет зеленый,получает соответствующую картинку).Такие упражнения одновременно являются подготовкой к введению новых слов в связную речь.
На этом заканчивается работа над закреплением изолированного слова. Предлагаемая последовательность упражнений для запоминания новых слов должна по возможности строго соблюдаться при введении каждой новой лексической группы. это не значит,что все описанные игры о словами должны проводиться на занятии. Напротив,если данная работа будет распределена по всем занятиям отведенным на изучение конкретной темы,запоминание слов будет более эффективным.
С. Кош-Агач детский сад «Балдырган»
Воспитатель: Джартанова Нурбатима Ешетаевна.