Папки-передвижки

Методы и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

Елена Соловьева
Методы и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

В качестве эффективных методов для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе отмечаются такие методы, как:

1. Наглядный метод (рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр мультфильмов, кинофильмов). Этот метод наиболее эффективен в работе с дошкольниками, поскольку он соответствует их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные экологические представления очень ярко, эмоционально.

Публикация «Методы и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Практический метод (моделирование, игры, простые опыты). С помощью практических методов дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируют свои знания и переводят их в практическую сферу деятельности.

3. Словесный метод (беседы, чтение книг, заучивание стихов, импровизированные и подготовленные рассказы). Основная функция словесных методов заключается в расширении знаний о природе и формировании положительного отношения к ней.

Необходимо отметить, что экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста должно включать в себя все эти методы, в грамотном их сочетании.

В качестве эффективных средств для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе отмечаются такие средства, как реальные и виртуальные экскурсии, экологические дидактические игры, художественная литература. Рассмотрим их подробнее.

В ходе экскурсий дети знакомятся с явлениями природы и экологическими проблемами как в естественных природных условиях, так и в ходе организации виртуальных экскурсий. Преимущества реальной экскурсии в природу – живой опыт взаимодействия детей с объектами природы, пребывание на свежем воздухе, возможности для двигательной активности. На экскурсиях происходит знакомство детей с растениями, животными, условиями их обитания, что помогает формировать экологические представления о взаимосвязях в природе. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе у детей.

Виртуальная экскурсия представляет собой организационную форму образовательной деятельности, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. В качестве преимуществ перед реальной экскурсией можно отметить такие характеристики виртуальной экскурсии как доступность, возможность повторения просмотра, наличие наглядности, интерактивные задания.

С помощью виртуальной экскурсии дети получают визуальные сведения о тех местах, которые недоступны для реального посещения (к примеру, путешествуют таким образом по разным странам и континентам). Достоинство виртуальной экскурсии также в том, что педагог сам выбирает необходимый материал, составляет маршрут, изменяя содержание в соответствии с поставленными целями экологического занятия.

Важная роль в формировании экологических представлений у дошкольников во время виртуальных экскурсий принадлежит поисковому методу. У детей есть не только возможность знакомиться с материалами экспозиций, но и заняться активным поиском информации, ставя перед собой проблемные вопросы перед экскурсией, выполняя определенные творческие задания.

Большой плюс в том, что использование виртуальных экскурсий формирует у детей познавательную потребность, они с интересом ищут информацию о существующих в природе взаимосвязях с помощью доступных средств, повышая мотивацию к познанию, формируя активную личностную позицию в окружающем мире.

Во время проведения виртуальной экскурсии взаимодействие педагога и детей характеризуется преобладанием инициативы и активности самих дошкольников, педагог только создает условия для организации работы, побуждая детей к самостоятельному поиску, исследованию [13].

На экологических занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие виды виртуальных экскурсий:

1. Мультимедийная презентация с помощью программы Power Point на различные темы, касающиеся экологии и окружающего мира.

2. Видеоэкскурсия (просмотр видеосюжетов, мультфильмов на экологические темы).

Тематика виртуальных экскурсий создается с опорой на возрастные особенности дошкольников, интересы детей, календарно-тематическое планирование.

С. Н. Николаева описывает следующие этапы организации и проведения виртуальной экскурсии с детьми:

1. Сначала выбирается тема, определяются цели и задач экскурсии. Затем педагог осуществляет подбор литературы, на ее основе подробно изучает экскурсионные объекты, составляет маршрут экскурсии с помощью видеоряда, определяет технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливает текст для комментирования экскурсии.

2. Следующая задача педагога – погрузить дошкольников в сюжет организованной деятельности, создавая мотивацию через проблемные игровые ситуации в сфере экологических знаний.

3. Педагог проводит просмотр видеоэкскурсии с обсуждением [25].

4. При необходимости какой-то фрагмент виртуальной экскурсии можно просмотреть повторно и обсудить с детьми.

5. После проведения виртуальной экскурсии педагог организует обсуждение, в ходе которого вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, дети делятся впечатлениями. Важно, чтобы информация, используемая для проведения виртуальной экскурсии, удовлетворяла познавательные интересы дошкольников и способствовала использованию освоенного ими материала в практической деятельности [25].

В качестве некоторых недостатков виртуальной экскурсии, по сравнению с реальной экскурсией, можно отметить отсутствие живого непосредственного опыта взаимодействия детей с природой, экологическими объектами. С другой стороны, в виртуальной экскурсии акцент ставится в большей степени на обогащение новыми знаниями, экологическими представлениями и активизацию познавательной активности дошкольников.

Еще одним эффективным средством формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста являются дидактические экологические игры. Дидактическая игра представляет собой одновременно и игровой метод, и форму обучения детей, и познавательную деятельность, и средство всестороннего развития [29]. Обучающая задача, поставленная в дидактической игре, имеет для ребенка явные преимущества. В ситуации игры ребенку становится более ясной необходимость получения новых знаний. Увлекаясь замыслом игры, ребенок не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно присутствуют затруднения, требующие перестройки его представлений и способов действия.

Экологические дидактические игры состоят из игрового замысла, игрового материала и правил (общения и конкретных действий). Все эти компоненты определяются целью игры – тем, на что данная игра направлена.

Замысел экологических игр должен учитывать индивидуальные потребности и склонности дошкольников, а также особенности их возраста. И, наконец, важнейшей особенностью экологической дидактической игры является свод игровых правил, доводящих до сознания детей замысел игры, игровые действия и обучающую задачу. Поскольку дидактическая экологическая игра является для детей интересной, они охотно и добровольно включаются в нее и соответственно получают новый опыт, который становится их личным достоянием. В будущем дети переносят усвоенный опыт в свою жизнь, формируя экологические представления в своем сознании.

Дидактический материал занимает центральное место, он помогает реализовать принцип наглядности и является средством формирования экологических представлений у дошкольников.

Дидактический наглядный материал бывает двух видов:

1. Демонстрационный (крупный) – для показа детям.

2. Раздаточный (мелкий) – им пользуется каждый ребенок, выполняя одновременно со всеми задание педагога.

Материалы отличаются по назначению: первый служит для объяснения и показа определенных экологических понятий все детям, второй дает возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые экологические представления.

Развитие интереса к экологическим дидактическим играм достигается тем, что педагог, ставя перед детьми постепенно усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать необходимые действия. Но при этом руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Таким образом, в дидактической игре дошкольники получают необходимые знания, расширяющие их экологический кругозор, что позволяет им исследовать и ценить окружающий мир.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект по формированию экологических представлений с детьми раннего возраста «Поможем птицам зимой»Проект по формированию экологических представлений с детьми раннего возраста «Поможем птицам зимой» Проектная деятельность по формированию экологических представлений с детьми раннего возраста "Поможем птицам зимой". Мы кормушку смастерили,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2020 в 20:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД