МААМ-картинки

Методы исследования агрессивного поведения подростков с недостатками умственного развития (Олигофрения)

Александр Владимирович Чирков-Эйр
Методы исследования агрессивного поведения подростков с недостатками умственного развития (Олигофрения)

Александр Чирков-Эйр

Учитель-дефектолог-олигофренопедагог

Московской лаборатории психотерапии и профилактики умственной

отсталости у подростков и молодежи

МОНОГРАФИЯ 2004 г.

Актуальность лабораторного исследования проблем агрессивного поведения остается актуальной

на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и

Публикация «Методы исследования агрессивного поведения подростков с недостатками умственного развития (Олигофрения)» размещена в разделах

дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет

исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с

проблемами воспитания и культурой. Прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность,

духовная опустошенность подростков, их цинизм и жестокость являются следствием возможной

агрессивности, наиболее проявляющейся на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое

состояние подростковый возраст. Особое внимание уделяется подросткам, имеющим отклонения в

умственном развитии. Изменения системы отношений во всех сферах современного социума, их

стремительный темп ставят эту возрастную группу в позицию слабой психологической

защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость.

Основаниями для этого являются представления о человеке, как о биосоциальном существе,

возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность

и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик.

Этим и определяется актуальность данной темы. Важное место в данной проблеме занимает тема

агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Подросток с умственной отсталостью - это особый ребенок, который в силу своих психических

особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов,

неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных

факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей

сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с

нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических

особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять

агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

Таким образом, тема эффективности психологических методов воздействия на проявления

агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста на сегодняшний день

весьма актуальна. Цель лабораторной работы - теоретически изучить и практически применить

психологические методы воздействия на проявления агрессивного поведения умственно отсталых

детей подросткового возраста. Объект исследования - особенности проявлений агрессивного

поведения у детей подросткового возраста : нормально развивающихся и умственно

отсталых. Предмет исследования - психологические методы психотерапии, диагностики, коррекции

и профилактики проявлений агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового

возраста. Гипотеза исследования - преодоление проявления агрессивного поведения умственно

отсталых детей подросткового возраста даст лучшие результаты, если наряду с традиционными

воздействиями учебно-воспитательного процесса, будет применен комплекс специально

составленных занятий, включающий в себя психологические методы психотерапии, диагностики,

коррекции и профилактики проявления агрессивного поведения у названной категории детей. Среди

форм агрессивного поведения, встречающихся в различных источниках, выделяются следующие:

физическая агрессия (нападение) использование физической силы

против другого лица; косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные

на другое лицо (сплетни, злобные шутки, так и ни на кого не направленные

взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье

дверьми и др.); вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму

(крик, визг, ссора, так и через содержание словесных ответов (угрозы,

проклятия, ругань); склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем

возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости; негативизм - оппозиционная манера поведения,

обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного

сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Из форм

враждебных реакций отмечаются: обида -- зависть и ненависть к окружающим, обусловленные

чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания; подозрительность

недоверие и осторожность по отношению к

людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить

вред. Проанализировав основные понятия, входящие в данную тему, можно сказать, что наиболее

общим определением агрессии и агрессивного поведения является поведение, причиняющее

ущерб. Причем, ущерб может быть как прямым, так и косвенным. В качестве синонимов к понятию

агрессивного поведения используются понятия «деструктивность», «напористось», «нападение»,

«насилие», «разрушительность», «жестокость». Подростковый возраст - один из наиболее сложных

периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет, он

практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом

возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти

обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного

школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная

перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным

влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление

высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это

стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего

поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе

с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения

в семье, возросший уровень разводов. Агрессивное поведение несовершеннолетних имеет свою

специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием

различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на

личность ребёнка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих

различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и

психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной

профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения

несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого

исследуется природа агрессивного поведения подростков, а также разрабатываются практические

меры по предупреждению агрессивных проявлений. Агрессивное поведение является сейчас

наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что такое поведение присуще

исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола

привлекают всё большее внимание исследователей. Крайне важным является то, что эти

отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более

тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» и

инициаторами нарушений поведения у мальчиков подросткового возраста. В числе разнообразных

взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление агрессивного поведения, можно

выделить такие, как: индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических

предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия

несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-

воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно -

избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям

своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в

личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

социальный фактор, определяющийся социальными и социально - экономическими условиями

существования общества. Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что

они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов,

действующих с разным негативным вкладом в развитие агрессивного поведения. Человеческое

развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной,

биогенной, абиогенной, воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на

формирование личности, собственной практической деятельности человека. Агрессивное

поведение старших подростков с умственной отсталостью по отношению к взрослым часто имеет

целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Оно

может проявиться в нарушении тишины, возражениях старшим, стычках на местах наибольшего

скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом подростки внимательно

наблюдают за поведением взрослых и немедленно реагируют на него. Значительное обострение

обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют "призвать хулиганов к порядку" или

боязливо отстраняются от конфликта. Подростку нравится дразнить таких взрослых, причем даже

возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, так как сам подросток не

знал, куда его заведет этот "эксперимент". Поэтому в таких случаях подростки во всем винят

взрослых. Любой подросток, независимо от уровня интеллектуального развития, включая

умственно отсталого, жаждет не просто внимания, но и понимания, доверия взрослых. Вполне

естественно, что он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди

взрослых. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию

социальной активности подростка - он ребенок, который должен знать свое место и слушать

старших. В результате между взрослыми и подростками растет барьер, стремясь преодолеть

который, многие подростки прибегают, прежде всего, к агрессивной форме поведения. Наиболее

полную картину сущности агрессивного поведения дает анализ его мотивации. Заметную роль в

этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность

и т. п. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что агрессивность у подростков

формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за

неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем

поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять природные

особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие

формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать

себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией

ищет выход внутреннему напряжению, в том числе в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия

может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в

ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или, по крайней мере,

словесных угроз. Тем более для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах

окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы

принятия в определенные социальные группы. У умственно отсталых подростков это считается

наиболее авторитетным и престижным, поскольку они не всегда способны адекватно отражать и

осмысливать существующие социальные ценности. То есть в подростковом возрасте в силу

сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренний и внешних условий

развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления,

создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессии. Коррекционная

работа по психотерапии и профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои

особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически

неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с

подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать

работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна

следовать психокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент

следует делать на индивидуальной психотерапевтической работе. Совершенно неэффективными

оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". При организации процесса

консультирования, в ходе которого проводится коррекция агрессивного поведения подростков,

необходимо учитывать зону и содержание конфликта, которые определяются в беседе с ребенком, а

также с помощью общепринятых для этих целей методик. Для исследования агрессивного

поведения в психологии используются следующие методы и методики : Метод архивного

исследования состоит в сборе информации из публичных источников. Например, сведения

автоинспекции, статистика преступности и бракоразводные записи, данные о массовых

беспорядках и милиции о насильственных преступлениях в качестве источников информации об

агрессивном поведении. Одно из главных достоинств архивных данных заключается в том, что они

относительно свободны от вносимых исследователем искажений (так как не он их собирал). Но так

как данные изначально собирались для других целей, исследователю бывает трудно найти

сведения, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы. Это является одной из самых

больших проблем архивных исследований. Метод «вербальная информация». Психологи часто

используют ответы людей для получения необходимой информации. Эти сведения могут

сообщаться как самим объектом исследования, так и знакомыми этого человека. Для измерения

агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей

агрессивности, другие же предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных

ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о

заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности. Инциденты, лежащие в

подоплеке гнева и агрессии, как правило, таятся в прошлом, в истории взаимоотношений, которая

недоступна непосредственно, поэтому исследователю не удается выявить подлинные мотивы.

Таким образом, опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых

люди, может быть не хотят признаваться. В анкетах людей спрашивают об их собственной

агрессивности или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивным поведением других.

г. Москва

Публикации по теме:

Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников «Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников» В последние годы воспитатели детских садов, родители отмечают тенденцию.

Изучение особенностей агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости УДК – 159.9.075 Автор: Зеленова Ирина Вячеславовна Науч. руководитель: Пешкова Наталья Александровна канд. псих. наук. г. Тула, РФ ТГПУ.

Конспект занятия педагога-психолога в средней группе «Преодоление агрессивного поведения» Цель: использование разнообразных технологий и приемов для снижения и устранения у детей агрессивности. Задачи: развивать способность.

Консультация «Влияние семьи на проявление агрессивного поведения ребенка» Консультация: «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА» Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что.

Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Когда малыш, не сдерживаясь в выражениях и действиях, даёт волю охватившей его агрессии, случайные свидетели драмы осуждающе цокают: «Ну.

Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей Как предупредить детскую агрессию (советы) 1. Прежде.

Причины возникновения и особенности агрессивного поведения Причины возникновения и особенности агрессивного поведения. Важную роль в формировании агрессивного поведения играют обучение и воспитание.

Проблема агрессивного поведения дошкольников Аннотация: В данной статье представлена проблема агрессии у детей дошкольников. Рассмотрены понятия и взгляд на проблему. Понятия имеют.

Просветительская работа с воспитателями ДОУ на тему «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей»Просветительская работа с воспитателями ДОУ на тему «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей» Просветительская работа с воспитателями на тему: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста» Агрессия.

Сказкотерапия. Коррекция агрессивного поведения Психокоррекционная сказка (коррекция агрессии, агрессивного поведения ребенка) Тигриная семья жила в самой чаще леса. У Тигренка были братья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы исследования агрессивного поведения подростков с недостатками умственного развития (Олигофрения)
Опубликовано: 2 августа 2019 в 14:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД