МААМ-картинки

Причины возникновения и особенности агрессивного поведения

Эльвира Лебедева
Причины возникновения и особенности агрессивного поведения

Причины возникновения и особенности агрессивного поведения.

Важную роль в формировании агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации.

Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

Публикация «Причины возникновения и особенности агрессивного поведения» размещена в разделах

В данной проблеме, важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку. Говоря о росте преступности среди детей, отмечается что точкой усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия. Очень часто агрессивные воображения у детей формируются под воздействием увиденных в качестве наблюдателя или лично пережитых реальных сцен насилия. А само насилие воспринимается ребенком как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений. Родители, педагоги и психологи должны регулировать инстинктивную жизнь ребенка, и когда он в игровой форме, берет на себя роль взрослого, он воссоздает реальные отношения и проявляет присущие ему качества и эмоциональные переживания. Он должен жить в раздвоенном мире - в своем мире и в мире взрослых. Свой мир - мир удовольствий, взрослый мир - мир реальности, мир принуждения.

Итак, причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными:

- Ухудшение социальных условий жизни детей;

- Кризис семейного воспитания;

- Невниманием родителей, педагогов и психологов к нервно-психическому состоянию детей;

- Увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка».

В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультурными нормами, требованиями и установками. Культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Однако сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, кооперация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии, и тут необходимо добиваться, чтобы она оказывалась соразмерной обстоятельствам и социально допустимой в обществе.

Среди психологических особенностей проявления агрессивного поведения, можно выделить:

- Недостаточно развитый интеллект;

- Сниженная самооценка;

- Низкий уровень самоконтроля;

- Неразвитость коммуникативных навыков;

- Повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин.

Варианты проявления агрессивного поведения детей, и механизмы его поведения в семье.

Первый вариант воспитания агрессивности :

- Чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении, в выполнении его желаний, он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и физической агрессии. Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду — детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойства личности.

Второй вариант воспитания агрессивности :

- Родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что агрессия приносит ребенку возможность эмоциональной разрядки и заставляет близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее — замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому. Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, есть два пути:

1) Совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

2) Восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию.

Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, доказано, что если ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят до минимума, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла, нежности, доброты и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания, которые вызывают следующие опасности:

Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Ребенок узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление.

В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. То есть ребенок будет помнить только о боли нанесенной ему, а не об усвоении правил поведения.

На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, и эта форма отношений, сохраняется у него на всю жизнь. Взгляды родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на отношения с окружающими людьми.

Характеристика семьи, как «полная или неполная», влияет на формирование детской агрессивности. Очень важно один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер взаимоотношений между ними. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, и они чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, будут злиться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Необходимо рассмотреть характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко и сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам, либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение.

Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим детям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоотношения. При вмешательстве родителей на агрессию между братьями-сестрами, может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, и они, не колеблясь, вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев и сестер. Отсюда несколько неожиданный вывод, что без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте. А также дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из детей, и часто проявляют агрессию, если наказывают старших.

Категории проявления агрессии у детей :

Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их общительность, раскованность, уверенность в себе сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

Эмоциональные проявления у дошкольников чаще всего выражаются в ударах ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п. При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, чем девочки.

Поведение сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать агрессивность ребенка.

Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки гнева и страха. При этом они не умеют скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой — мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

Дети, склонные к проявлению негативизма. Ребят этой группы отличает повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт.

Возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:

- Необходимо установить открытые добрые и доступные отношения для понимания друг друга

- Создать ребенку позитивный образец для подражания (коррекционная работа не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка). Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Работа с родителями ведется:

- Индивидуально в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений);

- Групповая в виде родительских собраний и просвещения, т. е. информирования об агрессивности в детском возрасте.

- Наглядная информация, размещенная на стендах в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле.

Подходы к осуществлению профилактики:

1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Все дети, склонные к правонарушениям, имеют недостатки развития чувственной сферы и проявляют отклонения в поведении. В данном подходе применяют тренинг эмоционального обучения, арт-педагогические и арт-терапевтические методы, приемы, направленные на снижение стрессовой ситуации.

2. Подход, основанный на влиянии социальных факторов, в умении противостоять негативной среде, в умении сказать «нет». Программы: «Ровесник – ровеснику», «Негативное проявление волевых качеств».

3. Подход, основанный на формировании жизненных навыков, которые не были привиты детям – получение нового опыта во взаимодействии с людьми.

4. Подход, основанный на развитии альтернативной деятельности по устранению девиантного поведения (программы, где характерны авантюризм, склонность к риску, туристические программы, система дополнительного образования).

6. Подход, основанный на укреплении здоровья: санитарно-гигиенические мероприятия, борьба с курением, дни здоровья.

Для лучшего понимания переживаний ребенка, особенностей его личности, системы отношений и реагирования, можно применять различные проективные тесты (Рене-Жиля, Розенцвейга, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и пр., а также просить ребенка нарисовать свое видение проблемы, ситуации или конфликта.

Результаты рисуночного теста семьи рекомендуется анализировать совместно с родителями детей. Это нередко дает эмоциональный эффект и служит способом лучшего понимания как ребенка, так и семейных проблем вообще. Нередко родители, которым показывали детские рисунки и объясняли их смысл, испытывали сильное эмоциональное потрясение и меняли свои взгляды на семейные взаимоотношения. В этом может помочь детско-родительская терапия, которая выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

Пути социализации агрессии :

- На общественном уровне: соревнование вместо вражды; стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону; использование негативной энергии и сильных эмоций на позитивные цели;

- На отдельном уровне человека: осознание и принятие своих переживаний; признание возможности существования различных точек зрения; стремление к диалогу; установка на компромисс и позитивную самореализацию.

В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействиям, возбуждающим агрессию, обучение поведению несовместимому с агрессией и др.).

Индивидуальная работа с агрессивным ребенком

может проводиться по следующим направлениям:

1. Игра (наиболее часто используется в работе с детьми дошкольного возраста).

2. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

3. Сублимирование агрессии в полезную деятельность (помощь взрослым, уход за домашними животными, забота о больных и пожилых родственниках и пр.).

4. Приобщение детей к групповым видам спорта: футбол, баскетбол и пр., требующим навыков сотрудничества. Индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате нежелательны.

Родители, принимая участие в занятиях с ребенком, тем самым разделяют с ним его интересы, и ребенок начинает воспринимать родителей как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. В процессе профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое злость, каковы ее разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в данной ситуации.

Публикации по теме:

Консультация «Виды агрессивного поведения дошкольников. Причины и коррекция» Виды агрессивного поведения. Причины и коррекция. Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные.

Конспект коррекционного занятия по снижению агрессивного поведения у дошкольников Цель занятия: Обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами. Задачи: 1) Обучение детей.

Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Когда малыш, не сдерживаясь в выражениях и действиях, даёт волю охватившей его агрессии, случайные свидетели драмы осуждающе цокают: «Ну.

Консультация «Причины возникновения конфликтов у дошкольников» Причины возникновения конфликтов у дошкольников (Информация для родителей) Причины возникновения конфликтов у дошкольников Ссоры, конфликты,.

Причины возникновения конфликтов в педагогических коллективах Возникновение конфликтов в педагогических коллективах детерминированы многообразием причин объективного и субъективного плана. К числу объективных.

Проблема агрессивного поведения дошкольников Аннотация: В данной статье представлена проблема агрессии у детей дошкольников. Рассмотрены понятия и взгляд на проблему. Понятия имеют.

Семинар для педагогов ДОУ «Конфликт «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения» I. Вступление. Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя.

Сказкотерапия. Коррекция агрессивного поведения Психокоррекционная сказка (коррекция агрессии, агрессивного поведения ребенка) Тигриная семья жила в самой чаще леса. У Тигренка были братья.

Детские страхи: причины возникновения Хотя бы раз в жизни каждый человек испытывал чувство страха и это абсолютно нормально. Человеку свойственно чего-то бояться. Подавляющее.

Занятие по коррекции агрессивного поведения Цель: создание атмосферы доверия, развивать умение адекватно выражать негативные эмоции, создание эмоционального комфорта. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Причины возникновения и особенности агрессивного поведения
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 10:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД