Лучший педагог года

Проблема агрессивного поведения дошкольников

Татьяна Яблокова
Проблема агрессивного поведения дошкольников

Аннотация: В данной статье представлена проблема агрессии у детей

дошкольников. Рассмотрены понятия и взгляд на проблему. Понятия имеют

положительный и отрицательный характер. Также в статье имеются причины

появления у детей дошкольников и обоснование почему с данной проблемой

необходимо работать в дошкольном возрасте.

Публикация «Проблема агрессивного поведения дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: агрессия, дошкольники, агрессивное поведение,

целевая агрессия, инструментальная агрессия

Проблема агрессивного поведения дошкольников долгое время была

закрыта, хотя на современном этапе развития общества она становиться

одной из самых популярных. Речь не идет о «моде» в научной среде, а скорее

о реакции социума на ее проявление. Рост агрессии и насилия увеличивается,

СМИ постоянно освещает об проявление агрессии и насилия. Но достаточно

остро ставится вопрос о агрессивном поведение детей и подростков.

В настоящее время все больше детей начинает проявлять агрессию

еще в дошкольном возрасте. Родителям, столкнувшимся с подобным

явлением, трудно принять тот факт, что их ребенок проявляет ее, и чаще

всего они на это закрывают глаза. Агрессивное поведение ребенка

сказывается не только на ближайшем круге его окружения, а также на

социуме в целом. Но следует отметить, чем раньше будут приняты меры по

работе с агрессивным поведением ребенка, тем скорее она принесет

результаты. Ведь в дошкольном возрасте профилактика и коррекция

агрессивного поведения находится в процессе становления, как правило к 10

годам эта черта уже формируется, поэтому своевременное вмешательство

позволит улучшить ситуацию в будущем.

Для того, чтобы изучить данное направление необходимо в первую

очередь разобраться с основными понятиями. До сих пор в научной

литературе существует некоторая неопределенность с понятием «агрессия».

Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В

психологическом словаре приводится следующее определение:

«Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и

правилам существования людей в обществе, приносящее физический или

моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический

дискомфорт».

И так, рассмотрим различные мнения на данное понятие.

«Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление

или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного

обращения, даже отвергающий его» - данное определение дает Е. П. Ильин.

Он же выдвигает понятие агрессивности. На его взгляд, агрессивность – это

свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному

реагированию при возникновении неизвестной и конфликтной ситуации. Он

рассматривает агрессию и агрессивность, только с негативных сторон, но не

все авторы придерживаются его мнению.

В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные

положительные черты, которые просто необходимы для полноценной

активной жизни. Это – и настойчивость, и инициатива, и упорство в

достижении цели, преодолении препятствий, и завоевание внимания. Этими

качества обладает лидер.

Также по определению Э. Фромма, кроме разрушительной, негативной

и отрицательной агрессия выполняет еще и положительную функцию и даже

является доброкачественной. Агрессивному возможно ребенку легче

адаптироваться к новым ситуациям, коллективам, завоевать внимание.

Агрессивность является живой реакцией. Агрессивный ребенок всегда

получает базовые потребности. Можно сделать выводы, что существует два

вида агрессии :

1. Целевая агрессия

2. Инструментальная агрессия

Целевая агрессия носит заранее спланированный характер, целью

которой всегда будет являться нанесение вреда. В то время как

инструментальная агрессия выступает как средство достижения

определенного результата, который в свою очередь не является агрессивным

актом. Такой ребенок может быть доброжелательным только в

благоприятной среде, как только возникнет ситуация стресса, то он будет

добиваться своего негативным способом, с проявлением агрессии.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные

внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования,

наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с

агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах

проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния —

это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается

гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания

недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают

агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно

учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к

агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент — умение

преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.

Следует выделить виды агрессии :

физическую — проявляющуюся в конкретных физических

действиях, направленных против какого-либо лица, либо

наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает,

швыряет предметы и т. п.)

вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок

кричит, угрожает, оскорбляет других)

косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает,

ябедничает, провоцирует сверстников, и т. п.)

Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых

других случаях агрессия может быть направлена на самого себя

(аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании

ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т. п.).

Причин проявления агрессии могут быть самые разные. Выделим

основные из них:

Ребенок получает мало внимания, его чувства никого не

интересуют. Именно поэтому он тоже мало беспокоится о

чувствах других людей. Ребенок копирует взрослых, относясь

так же к окружающим. Если родителям (воспитателям) не

интересен внутренний мир ребенка, они хотят дать ему

желаемое, но им не интересно почему возникла такая

потребность, ребенок привыкает получать все «быстрым»

способом, не анализируя своё поведение.

Ребенок отказывается делиться чем-то с другими детьми.

Срабатывает инстинкт «охотника» : я – завоевал, значит это моё.

Ребенок взволнован новыми событиями в семье (будь то развод

родителей, появление нового члена семьи или даже выход мамы

на работу)

Ребенок проводит слишком много времени за просмотром

телевизора, за игрой в компьютер (планшет, телефон)

Ребенка часто наказывают. Он демонстрирует такую же модель

поведения.

Нестабильная социально-экономическая обстановка-отражается

на ребенке, через беспокойное поведение родителей

Ребенок не может себя контролировать- недостаточная

саморегуляция

Не справедливое отношение педагога к ребенку в детском саду

Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что

порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих,

интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики.

Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье

и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек

все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии.

Изучив теоретический аспект, мы решили выделить особенности

ребенка, влияющих на агрессивное поведение ребенка. Для этого мы провели

исследование на базе МДОУ, используя тест руки Вагнера.

Тест руки Вагнера - проективная методика исследования личности.

Увидевший свет в 1962 году, он стал совместным творением Э. Вагнера (ему

принадлежит идея создания теста, З. Пиотровского и Б. Бриклина (они

предложили эффективную систему подсчета очков и коэффициентов).

Адаптированная для России версия вышла под авторством Т. Н. Курбатовой.

В классическом варианте теста стимульный материал представлен 9-ю

карточками с изображением кистей рук и 1-й пустой карточкой.

Предъявляемые тестируемой личности в определённой последовательности,

они нуждаются в ответе на вопрос «Как вы считаете, что в данный момент

делает эта рука?».

В случае затруднения со стороны опрашиваемого в даче ответа на

вопрос, ему предлагается ответить на такой вопрос: «Как вы считаете, чем

занимается обладатель этой руки? Перечислите, пожалуйста, все варианты,

приходящие вам в голову».

Данную методику мы провели в средней группе, состоявшей из 27

детей, где 17 –мальчиков, 10 – девочек.

После проведения исследования, мы выделили следующие

взаимосвязи:

Дети проявляют агрессивное поведение как способ защиты от

имеющегося у него страха.

Когда ребенок занимает в коллективе лидерскую позицию, но видит

конкуренцию среди другого ребенка.

Половина детей, имеющих зависимость не умеют самостоятельно

решать конфликты – это и есть причина проявления агрессивного поведения.

Дети с низкой коммуникацией, проявляют агрессивное поведение, так

как не способны позитивно решать вопросы и находить межличностные

связи.

Все дети имеющие агрессивное поведение проявляют высокую

эмоциональность – это свидетельствует, что агрессивность возникает в

порыве эмоций, и не является целью причинения вреда другому ребенку.

Список литературы:

1. Ермолаева, М. В. Психологические рекомендации и методы

развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. [Текст]/ М. В.

Еромолаева. - М. : Институт практической психологии, - 1998. - 215 с.

2. Осипова А. А. Общая Психокоррекция. [Текст]/ А. А. Осипова - М. :

Сфера, 2002. – 236 с.

3. Калинина, Р. С. Тренинг развития личности дошкольника : занятия,

игры, упражнения. [Текст]/Р. С. Калинина - СПб. : Речь, 2002. – 200 с.

4. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь. [Текст]/

Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М. : ЯСК, - 2001. – 186 с.

Публикации по теме:

Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии» г. Аткарск Введение За последние годы в нашей.

Консультация «Виды агрессивного поведения дошкольников. Причины и коррекция» Виды агрессивного поведения. Причины и коррекция. Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные.

Конспект комплекса занятий «Коррекция агрессивного поведения детей» ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Конспект комплекса занятий по теме:.

Конспект коррекционного занятия по снижению агрессивного поведения у дошкольников Цель занятия: Обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами. Задачи: 1) Обучение детей.

Консультация «Влияние семьи на проявление агрессивного поведения ребенка» Консультация: «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА» Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что.

Коррекция агрессивного поведения детей средствами игровой терапии Агрессивное поведение детей в детском саду - одна из самых острых проблем, которые возникают в процессе нашей педагогической деятельности.

Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Когда малыш, не сдерживаясь в выражениях и действиях, даёт волю охватившей его агрессии, случайные свидетели драмы осуждающе цокают: «Ну.

Сказкотерапия. Коррекция агрессивного поведения Психокоррекционная сказка (коррекция агрессии, агрессивного поведения ребенка) Тигриная семья жила в самой чаще леса. У Тигренка были братья.

Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения.

Занятие по коррекции агрессивного поведения Цель: создание атмосферы доверия, развивать умение адекватно выражать негативные эмоции, создание эмоционального комфорта. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема агрессивного поведения дошкольников
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 08:57
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД