уд
Методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Публикация «Методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых» размещена в разделах
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Целью ранней профориентации является формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
1. Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.
2. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
3. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
4. Взаимодействовать с семьями воспитанников через организацию «Встречи с интересными людьми».
5. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Наиболее действенными способами ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
Используем произведения детской художественной литературы посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме. Это помогает дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Для осознания общественной значимости труда взрослого используем дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса. Вышеперечисленные формы работы с детьми благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.
Нас, как педагогам необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нам нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится нами в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
Федеральный государственный образовательный стандарт призывает родителей стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Такой подход способствует формированию детско-родительских отношений, позволяет выстроить общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло не только на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, но и способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию.