Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Наталья Чеканова
Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования детей по курсу фортепиано направлена на работу с детьми, имеющими различные зрительные нарушения (тотальная слепота, амблиопия, косоглазие, остаточное зрение, методы и формы работы на занятиях с такими детьми имеют существенные отличия.

Учитывая неустойчивость внимания слепых и слабовидящих детей, задания даются им в расчлененном виде и в ограниченном объеме.

Незрячие дети имеют двигательные искажения в разной степени: часто обладают повышенным мышечным тонусом. Коррекция в направлении пластичности и свободы движений необычайно важна, как для музицирования, так и для приспособления к жизни вообще.

В работе с детьми педагогу следует обязательно использовать такие методы как: эмоционально-чувственного контакта педагога с учеником (когда рука ученика лежит на руке педагога, таким образом показываются контуры движения) и пластической гармонизации. Для гармонизации двигательного процесса используются упражнения на

• ощущение объёма и направления движения (вверх-вниз, большое- маленькое);

• характера и скорости движения (плавно- порывисто, быстро- медленно) сочетание крупных движений с мелкими, объединяющих движения всей руки с мелкой моторикой пальцев.

Эти два метода являются базисными и имеют сквозное развитие через все этапы обучения.

Работа со слабовидящими учащимися на ранних этапах обучения будет отличаться от работы с незрячими. Освоение нотной грамоты слабовидящими детьми займет 3-4 месяца. Это связано с подключением в практическую деятельность зрительного анализатора, что расширяет их познавательные возможности. У незрячих учеников освоение нотной грамоты по системе Брайля займет 1-2 года. Эта система достаточно сложная, разбор нотного текста осуществляется каждой рукой в отдельности, а потом, соединив их сначала в уме, переносится на клавиатуру. Вследствие этого незрячие музыканты первые два года будут обучаться на слух. Этот период приносит огромную пользу для развития слухового восприятия, музыкального мышления, развития музыкальной памяти. Таким образом, вынужденная игра без нот оборачивается пользой для ученика. Навыки запоминания и анализа мелодий помогают когда начинается нотный период.

Одним из основных моментов обучения является развитие ритма, т. к. у слепых нет двигательного опыта, ни воспоминая о нем, ни даже визуальных образов движения, которые весьма помогают зрячим музыкантам.

Особо важную роль в правильном формировании музыкальных образов принадлежит воссоздающему воображению. С его помощью учащиеся с ОВЗ, на основе словесных описаний и имеющихся зрительных,слуховых, и других образов, формируют объекты, недоступные для непосредственного отражения. Из этого следует, что в работе над музыкальным произведением педагог не должен бояться делать сравнения, словесно рисовать картину, портрет, чем ярче и образней педагог преподнесет произведения учащемуся, тем понятней будет содержание этого произведения.

На правильное формирование музыкального образа влияет период начального этапа разбора произведения. Он должен включать в себя тщательный анализ всех сторон: характер, темп, динамику, аппликатуру. Положительно влияет на учащихся исполнение педагогом музыкального произведения. В процессе прослушивания произведения или части его важно участие самого учащегося, оно должно быть творческим.

Формирование двигательной свободы и ориентировке при игре на фортепиано- один из самых сложных этапов, чтобы добиться успеха необходимо развивать у обучающегося, прежде всего, способность представлять в воображении весь этот музыкальный материал, который он исполняет. Выполнение этого требования помогает ученику обрести желаемую свободу при исполнении музыкального произведения на инструменте. Очень полезны упражнения для переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо- двигательные связи, приобретается «чувства расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях.

Важным условием для овладения игрой на фортепиано является правильное систематическое выполнение домашних заданий. Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий фортепиано, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через игру – показ преподавателя, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев…. С начинающими учениками используются игровые формы работы. Слушая игру учителя, ученик старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом. Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося. Основные методы, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, стимулирование. Программа предлагает вариативность обучения. Темп развития каждого учащегося индивидуален. Большое значение имеет поэтапное освоение материала и совместный поиск с педагогом правильного решения.

За этот период времени у обучающихся есть свои творческие достижения: лауреаты регионального конкурса «Открывая горизонты», лауреаты областного конкурса детского творчества для детей с ОВЗ «Храните детские сердца», участие во Всероссийском детско-юношеском фестивале творчества для детей с ОВЗ «Здравствуй, Мир!», дипломанты городского конкурса-фестиваля «Я люблю этот мир» и т. д.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность» Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы рисования на занятиях с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы рисования на занятиях с детьми дошкольного возраста» Дорогие коллеги! сегодня я хочу рассказать вам о нетрадиционных методах и подходах к развитию творчества у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка «Организация домашней работы за фортепиано» Организация домашней работы за фортепиано. Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение фортепианной.

Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ. Выполнила учитель – дефектолог Полухина Н. А. Речевая просодика представляет.

Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (форма) Содержание 1. Цель, основные задачи, коррекционные задачи (форма) 2. Методы и приемы работы 3. Методические требования к оборудованию и.

Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (величина) Содержание 1. Цель, основные задачи, коррекционные задачи (величина) 2. Методы и приемы работы 3. Методические требования к оборудованию.

Методы организации образовательного процесса на занятиях объединения «Лира» Работа над развитием речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу. Методы работы В своей работе мы используем.

Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти. Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов,.

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Направления деятельности Психопрафилактическая работа Цель работы Виды деятельности |.Создание условий для полноценного психического.

Эффектитивные методы работы с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом. Занятие «Каждой шапочке свой помпончик» Эффективные методы при работе с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом Дидактическая игра: «Каждой шапочке свой помпончик»  .

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано
Опубликовано: 19 марта 2015 в 10:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

Занятие по развитию речи в первой младшей группе ДОУ
Открытое занятие в первой младшей группе по развитию речи «Поможем нашим гостям» Цель: развитие речевой активности детей. Развитие сенсорных способностей....
Сценарий посвящения в волонтёры в детском саду
Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении. Задачи: 1. Продвигать идеи волонтёрства и поддержки волонтерских...
День валенка на МAAM. Картотека игр с валенками
Завтра День валенка на МААМ. Картотека игр с валенками 1. Эстафета «Валенки-скороходы» Бег в валенках до стойки и обратно, передача валенок следующему...