Получи документы

Методы развития межполушарных взаимодействий у дошкольников с ТНР

Кузнецова Анна
Методы развития межполушарных взаимодействий у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Растущее с каждым годом число детей с тяжелыми нарушениями речи вызывает беспокойство специалистов всех уровней и сфер. Дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) обладают рядом особенностей - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

С психологической точки зрения, дети с ТНР – это группа детей, постоянно нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. У большинства детей с ТНР нарушена память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, и отсюда страдает весь процесс обучения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Публикация «Методы развития межполушарных взаимодействий у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Стоит отметить, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Моторная неловкость характерна для большинства детей с ОВЗ. В работе с детьми с ТНР помимо общего речевого развития, важное место занимает развитие высших психических функций и мелкой моторики рук.

Особое внимание стоит уделить развитию межполушарных взаимодействий для успешного развития детей с ТНР.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушариев, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушариев делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции.

За что отвечает правое полушарие:

обработка невербальной информации, эмоциональность;

музыкальные и художественные способности;

ориентация в пространстве;

способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

воображение;

отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

логика, память;

абстрактное, аналитическое мышление;

обработка вербальной информации;

анализ информации, делает вывод;

отвечает за правую половину тела.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена между правым и левым полушариями, каждый из которых постигает внешний мир по – своему.

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности работы обоих полушария.

Межполушарные взаимодействия можно развивать в ходе выполнения упражнений по развитию и совершенствованию мелкой моторики, общей моторики и т. д.

Выполняя любые упражнения сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими одновременно, мы тем самым развиваем межполушарные взаимодействия, повышаем возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшаем усидчивость, развиваем зрительно-моторную координацию, расширяем возможности координации обеих рук, укрепляем кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелко моторных движений. Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации.

В детском саду логопед использует следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.

Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, мозаика и т. д.

Изобразительная деятельность: раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, печатание букв.

Выполнение этих видов работ одновременно двумя руками или попеременно способствует развитию межполушарных взаимодействий. В рамках этих направлений деятельности рассмотрим следующие упражнения:

Пальчиковая гимнастика, в виде мудр, выполняемых правой и левой рукой, или двумя одновременно по сути – это идеальный способ развития межполушарных взаимодействий, а заодно и высших психических функций. Мудры — особые комбинации пальцев, влияющие на физическое и эмоциональное состояние.

Мудры связаны с понятие буддизма и индуизма, соответственно с практиками, которые применяют йоги. С их помощью можно снять стресс, избавиться от чувства тревоги или усталости, обрести внутреннюю силу и душевное спокойствие. Руки человека - это рефлексогенные зоны, и кончики пальцев – это точки, отвечающие за мозг.

Сначала упражнения разучиваются на одной руке, потом выполняются на обеих руках. Затем просим детей фигуры на обеих руках одинаковые выполнять, потом можно просить детей их менять: на одной «зайчик» на другой «коза».

Отдельно хочется отметить динамическую мудру, хорошо известную как упражнение «колечки», когда последовательно соединяются большой палец с остальными. Если это упражнение проводить одновременно двумя руками получается прекрасное упражнение для улучшения межполушарных взаимодействий. Это упражнение в самом сложном варианте можно выполнять так: на левой руке соединяются большой и указательный палец, а на правой – большой и мизинец и так далее.

Существуют мудры для которых необходимо придать определенную позу пальцам на обеих руках, они также способствуют улучшению состояния организма.

Далее представлены мудры с игровыми детскими названиями, рисунки взяты из книги

Кулак-ребро-ладонь. Это упражнение создано на основе проб, предложенных Лурия А. Р. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь», произнося их вслух или про себя.

Ухо-нос. Данные движения были предложены известным нейропсихологом начала 20 века Г. Хэдом. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Рисование обеими руками является более сложным заданием для детей с ТНР. К нему можно переходить после освоения графических заданий одной рукой. Развитие графомоторных навыков является важным этапов в работе учителя-логопда. Сначала осваиваются простые графические задания одной рукой. Обучение рисованию обеими руками начинается с простых вертикальных и горизонтальных линий и далее, в зависимости от умений детей, постепенно усложняется. Ниже приведены варианты для развития графомоторных навыков обеими руками.

Разнообразные упражнения по развитию межполушарных взаимодействий могут успешно и органично применяться в работе учителя-логопеда для коррекции особенностей развития детей с ТНР, в рамках развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Развивая межполушарные взаимодействия вышеперечисленными способами, мы тем самым будем способствовать развитию высших психических функций и речи в целом.

Публикации по теме:

Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возрастаЛабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связейНейроигры для развития мышления и межполушарных связей Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы развития межполушарных взаимодействий у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 12 октября 2021 в 08:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы развития межполушарных взаимодействий у дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Анна (УИ 2717748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД