МААМ-картинки

Межполушарное взаимодействие при работе с детьми ОВЗ

смитюх наталья николаевна
Межполушарное взаимодействие при работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с овз

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Смитюх Наталья Николаевна. Я воспитатель старшей группы «Малиновский детский сад» Тема моего выступления

«Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ».

Публикация «Межполушарное взаимодействие при работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Мозг имеет ключевое значение в организме. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память, мышление и т. д. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Отмечу, что работа полушарий ассиметрична и у большинства людей доминантным является левое полушарие, которое отвечает за правую половину тела.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

Период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков; у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Эта «база» пригодится, когда ребенок начнет писать, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме.

• зеркальное написание букв и цифр;

• псевдо леворукость;

• логопедические проблемы (например, задержка фонематического слуха).

Завершающий этап в развитии межполушарных связей приходится на возраст от 7 до 15 лет. На этом этапе межполушарные взаимодействия помогают ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их.

В норме основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Что может послужить причиной несформированной работы межполушарных связей у детей?

• родовые травмы

• общий наркоз в первые годы жизни,

• длительные и сильные стрессовые ситуации,

• отсутствие этапа ползания.

На что стоит обратить внимание родителям?

• Если ребенок мало ползал или ползал «неправильно» (задом, боком);

• если длительное время не сформировывалась доминантная рука;

• есть астигматизм;

• есть логопедические проблемы;

• если ребенок невнимательный;

• у ребенка страдает мышление и память.

Существует тест на определение наличия нарушений межполушарного взаимодействия. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Для детей с ОВЗ характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия : происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).

В нынешней системе дошкольного и школьного образования основной упор идет на развитие левого полушария, сами того не понимая педагоги чаще нагружают, тренируют одну основную руку (это рисование, подготовка руки к письму, вырезания и т. д.) и при этом практически не затрагивается вторая рука, тем самым полушарие, отвечающее за нее, отдыхает и практически не взаимодействует со своим соседом.

Для ознакомления педагогов и родителей с данным направлением в коррекционной работе я подобрала упражнения, которые можно выполнять как в группе, так и дома. Проводить упражнения на развитие межполушарных связей необходимо в первой половине дня и длительность занятий не должна превышать 15 минут.

Комплекс упражнений «Городок ловких пальчиков».

«Берег драгоценных камней». Выложить из камешков фигуры по шаблону, одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно.

«Озеро послушных веревочек». Выложить узор из шнурков (веревочек) на бархатной бумаге (фетре) двумя руками одновременно.

• Упражнение «Гаечки». Ведущей рукой открутить гаечку, другой рукой закрутить. Второй вариант: соотнести болтик и гаечку по форме и цвету, накрутить двумя руками одновременно. Можно использовать также металлические гаечки и болтики разного размера.

• Упражнение с пластилином. Раскатать двумя руками одновременно «колбаску» из пластилина, затем одной рукой выложить узор, букву и пр.

• Упражнение «Дорожки» Провести по дорожке обеими руками одновременно, проговаривая заданный звук (слог).

• Упражнение «Назови и хлопни». Назвать картинку и хлопнуть по столу левой, правой или обеими руками, в соответствии с направлением стрелочки.

• Упражнение со счетами. Передвигать костяшки на счетах от центра к краям, влево и вправо двумя руками одновременно.

Слайд 9

На фото представлены некоторые рекомендованные упражнения, например, альтернатива ладони, кулаку и ребру – дом –ежик-замок! Выбор подобных упражнений огромный, их постепенно нужно менять, усложнять и дополнять. Например, к этому упражнению я добавляю речевое сопровождение в виде стихотворения:

Стоит домик на полянке

В доме Ежик том живет

Не стучи к нему ты в двери

Дверь закрыта на замок.

Как раз очень актуально для логопедических групп.

Далее также варианты пальчиковых переборов.

На моих занятия мы также работаем в пособиях на развитие, здесь есть и нейродинамические упражнения, задания на развитие пространственного мышления, различные раскраски и т. д.

Отличная игра «Попробуй повтори», когда фантазия на жесты, мимику и движения подводит. Всем в помощь! Дети ее любят и с удовольствием играют.

Далее блок фотографий непосредственно с занятий. Подключаем сюда сенсорику, световые столы, кубы, музыку. И непосредственно под вашим контролем ребенок выкладывает рисунок по шаблону или фантазирует, сперва одной рукой, потом другой и симметрично обеими руками.

Также как вариант разложи по цвету. Например, правая рука только красные бусины, левая только зеленые. По очереди, потом одновременно обеими руками.

На этом блоке мы отрабатываем переключение полушарий, через хлопок меняем задачу для рук. Например, правая крутит барабан, левая мельницу, хлопок поменяли – левая барабан, правая мельницу.

Здесь с использованием графических фигур, цвета и тд.

Для малышей используем массажные шарики, ленты и тд.

Для детей старшего возраста подключаю графические задания, симметричные рисунки, тренажер письма и т. д.

И что касаемо результатов

Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Также рекомендую выполнять эти упражнения и взрослым: это поможет вам восстанавливать работоспособность и продуктивность; реализовать свой внутренний потенциал, формировать уверенность при публичных выступлениях, развивать более ясное и позитивное мышление.

Спасибо за внимание, надеюсь данная информация будет вам полезна!

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Использование дорожек на межполушарное взаимодействиеИспользование дорожек на межполушарное взаимодействие Цели: 1 — развитие зрительно-двигательной моторики и концентрации внимания которые необходимы для обучения чтению и письму. 2 — умение совмещать.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Взаимодействие воспитателя с детьми в ДОУ»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Взаимодействие воспитателя с детьми в ДОУ» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» р. п Романовка, Романовского района Саратовской области 15.11.2019.

Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» К Всемирному дню окружающей среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Взаимодействие с родителями в работе над проектом «Я расскажу вам о войне»Взаимодействие с родителями в работе над проектом «Я расскажу вам о войне» В воспитательно – образовательном процессе дошкольного учреждения Проектная деятельность всегда носит характер сотрудничества, в котором.

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детейВзаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детей Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач ДОУ. Вопросам физической культуры дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Межполушарное взаимодействие при работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 18 октября 2022 в 16:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Межполушарное взаимодействие при работе с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем смитюх наталья николаевна (УИ 3055979) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД