Елена Сигарева
Мини-музей дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Публикация «Мини-музей дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Целью экологического воспитания является:
-формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
-развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
-побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Актуальность экологического воспитания
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является музейная педагогика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Динамичность.
4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5. Обязательное сочетание предметного мира музея экологического содержания с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей.
6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами экологического воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе)
8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.
Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.
В основном экспонатами мини-музеев экологического содержания являются объекты живой или неживой природы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе. Экспонаты мини-музея постоянно пополняются.
Мини-музей «Чудо-дерево»
Для реализации проекта решался ряд задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка:
-формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
-развивать познавательный интерес к миру природы;
-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы;
-формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
-формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы);
-формировать элементарные нормы поведения по отношению к природе, навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
-формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
В работе с детьми руководствовались принципами экологического образования дошкольников :
Принцип научности. Применение только научно обоснованных форм и методов работы, соответствующих возрасту детей и учитывающих их психофизиологические особенности.
Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах и одновременное использование в работе с дошкольниками трех подходов : запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними) и рекомендательных (поливать растения на клумбе, вешать кормушки на деревьях и т. п.).
Принцип проблемности. Предполагает создание проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций является элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение, игры на основе методов ТРИЗ и РТВ.
Принцип системности. Заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие. Системность проявляется и в организации работы с родителями.
Принцип наглядности. Позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста,
которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т. п.
Принцип гуманности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым.
Организация занятий направлена на то, чтобы дети могли как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать.
Принцип последовательности. Связан с принципами системности и проблемности. Занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний — от простого к более сложному.
Принцип безопасности. Используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Принцип безопасности подразумевает также, что педагог не забывает о призыве «Не навреди природе!».
Принцип интеграции. Интегрированный подход предполагает тесное сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения и экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Принцип деятельности. Деятельность – это основа экологического образования дошкольника. В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно с взрослыми (особенно родителями).
Принцип регионализма. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей.
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеем провели серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям порекомендовали посетить с детьми действующие музеи и выставки.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Хочется отметить, что экспонаты нашего мини-музея используются не только на занятиях по экологии и занятиях познавательного цикла, но и по изодеятельности, при организации игровой и экспериментальной деятельности.
Создание мини-музея «Чудо-дерево» экологического содержания позволило:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- обогатить средства формирования экологической культуры дошкольников;
- приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики;
- способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы;
- выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.
Перед началом работы по проекту я провела беседу о деревьях.
Цель: выяснить представления детей о деревьях, их отношение к ним, заинтересованность проблемой.
Для этого использовала следующие вопросы:
-Какие деревья вы знаете?
-Деревья живые или нет?
-Чем деревья отличаются от других растений?
-Где деревьям лучше живется в лесу или в городе, почему?
-Что произойдет если исчезнут все деревья, изменится ли тогда что- нибудь?
В группе была создана модель дерева. В течение года дети наблюдали за изменениями в жизни дерева и отражали их на модели.
Из книг были подобраны стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки о деревьях.
Во время работы над проектом велся дневник наблюдений. В него заносились результаты наблюдений за деревом в течении года, рисунки детей. Дети рисовали «портреты деревьев» в разное время года.
В мини-музее были подобраны экспонаты на тему : «Это сделано из дерева»
Были проведены экскурсии на тему:
«Знакомство с деревьями»
«Как живет дерево»
«Кто с деревом дружит»
«Деревянная игрушка»
«Деревянная посуда»
Подводя итог своей работы хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через ознакомление их с многообразием растительного мира, перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.
Задачу по формированию экологического сознания дошкольников можно считать выполненной, если его заповедью станут слова Л. Леонова: «Пускай я маленький, но бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев» .
Литература:
1. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников / Николаева С. Н. - М. : Новая школа, 1993. - 15 с.
2. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / Николаева С. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-45.
3. Николаева С. Н. «Юный эколог» Программа и условия реализации в детском саду. Мозаика-Синтез,1999
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
5. Рыжова Н. А. Экологический проект "Мое дерево" : для детских садов и начальной школы / Рыжова Н. А. - М. : Карапуз-Дидактика, 2006 ; Творческий центр Сфера. - 256 с.
6. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Бобылева, Л. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 10 - 15.
7. Воронкевич О. А. "Добро пожаловать в экологию" - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А. // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23 - 27.