Папки-передвижки

Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как средство организации предметно-пространственной среды в ДОУ

Татьяна Алексеевна Соловьева
Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как средство организации предметно-пространственной среды в ДОУ

Наш мини-музей «Мир насекомых и пауков» действительно похож на дом. Но это не простой дом, а дом для насекомых и пауков.

Приходя к нам в группу, многие спрашивают: - Как пришла в голову мысль создать именно такой мини-музей, в виде дома и зачем?

Публикация «Мини-музей „Мир насекомых и пауков“ как средство организации предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

- Мы заметили, что современные дети стали очень много времени уделять гаджетам и все меньше и меньше общаться с природой. А ведь именно общение с природой способно воздействовать на детей, их чувства, эмоции, взгляды и представления.

Наш детский сад с 2016 года осуществляет работу на базе РИП по теме: «Педагогическая поддержка становления экологического сознания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» и реализует образовательную парциальную программу Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа», отсюда и появилась мысль сделать мини-музей в виде дома. Создание мини-музея стало продуктом проекта «Мир насекомых и пауков». Это была очень трудоемкая работа. В работу включились все: педагоги-родители-дети. Дети были очень рады принимать участие в такой интересной работе. Они стали нашими помощниками, соавторами мини-музея.

Цель нашей работы заключалась в том, чтобы создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в многообразной деятельности через организацию мини-музея.

В нашем мини-музее - доме есть хозяйка – кукла-маркер. Мы с ребятами назвали ее Экознайка. Она играет большую роль в нашем мини-музее : во-первых, следит за порядком, во-вторых, помогает в проведении занятий, экскурсий, задает детям вопросы, помогает найти на них правильные ответы.

У нашего музея двойное название: «Мир насекомых и пауков». Изначально, мы планировали сделать дом только для насекомых, но дети и некоторые взрослые ошибочно считали, что пауки – это тоже насекомые. Экспонатов собралось много и пришлось выделить им специальную квартиру. Благодаря этому, дети четко знают, что пауки – это не насекомые!

Композиционное строение мини-музея состоит из блоков и модулей, расположенных от земли к воздуху.

На самой нижней полке (ближе к земле) расположился блок «Муравьишки – наши младшие братишки» Создание этого блока позволяет знакомить детей с жизнью муравьев, их пользой. Для этого блока были созданы экспонаты муравейников: вид сверху и вид в разрезе.

Чуть выше муравьев поселился блок «Божьи коровки». Данный блок знакомит детей с внешним видом и пользой божьих коровок. В этом блоке в свободном доступе для детей представлены разнообразные экспонаты божьих коровок: от керамических фигурок до самодельных, сделанных в разных техниках. В этом блоке создана экспозиция пня, в котором божьи коровки готовятся зимовать.

Над божьими коровками поселись представители жалящих насекомых : пчелы, осы и шмели, шершни и т. д. Этот блок способствует развитию познавательной активности детей в изучении особенностей насекомых данного вида. В этом блоке сделана экспозиция пчелиных сот.

На самом верхнем ярусе порхают изящные бабочки. Блок «Бабочки» знакомит детей с разнообразным миром самых красивых, изящных и нарядных насекомых. Создавая наш мини – музей, мы решили делать акцент на региональный компонент. Поэтому все бабочки, представленные в этом блоке, обитают в нашей Волгоградской области. И дети их могут увидеть в реальной жизни. Этот блок дополняет экспозиция, которая наглядно помогает знакомить детей с этапами рождения бабочки. На листочках «дерева» показан жизненный цикл бабочки (яйца – личинки – кокон – бабочка)

На среднем ярусе расположились жуки. Данный блок помогает детям познакомиться с разнообразным миром жуков, их внешним видом, пользой, способами зимовки. В этом блоке представлена коллекция настоящих жуков в стекле в специальном футляре, где дети могут самостоятельно разглядеть насекомых, используя лупу.

Присутствует в нашем музее блок «Стрекозы», который знакомит детей с миром стрекоз, их образом жизни. В данном блоке создана экспозиция совместно с детьми «Стрекозы на водоеме».

Блок «Ночные насекомые» помогает знакомить детей с насекомыми, которые активны в ночное время суток. Это ночные бабочки, мотыльки, светлячки и т. д.

В сторонке от насекомых поселились пауки. Блок «Кто такие пауки способствует формированию представления детей о том, что пауки – это не насекомые, а паукообразные. У пауков другое внешнее строение, состоящее из двух отделов. У них - 8 ног, а у насекомых – 6. У насекомых бывают крылья, а у пауков – нет. В данном блоке создана экспозиция: паук на паутине.

Наряду с блоками, в нашем музее есть несколько модулей. Модуль «Наблюдения детей за насекомыми» показывает, как дети могут наблюдать за насекомыми на участке детского сада. Это так называемый фото – отчет наблюдений детей, располагающийся на подвесном стенде. Наблюдения дают возможность приобрести дошкольникам новый опыт экологического воспитания. В музее имеется модуль «Внешнее строение насекомого», который используется для наглядного изучения строения насекомого. Модуль «Времена года» используется для того, чтобы дети знали, как ведут себя насекомые в разные времена года.

В музее есть «Мини-библиотека», где можно найти все про жизнь насекомых и пауков. Альбомы с фотографиями, художественная литература, энциклопедии, стихи и загадки, дидактические и авторские игры, буклеты и т. д. В библиотеке есть даже Красная книга насекомых Волгоградской области, сделанная руками детей и педагогов.

Экспонаты мини-музея постоянно пополнятся. Их можно потрогать, «ощутить», поиграть. Минимузей привлекает детей, у них проявляется интерес, а значит и обучение становится более эффективным.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в нашем музее присутствует принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В работе мини – музея мы используем как совместную деятельность взрослого и детей, так и самостоятельную деятельность детей. Формы работы в мини-музее необходимо продумывать заранее: беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов. Педагогу необходимо уметь прислушиваться к своим воспитанникам, к их разговорам. Так можно понять, что для них важно на данный момент, что интересует больше всего. Ведь главное - поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире.

Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. К нам в групповую комнату на экскурсию в мини-музей приходят дети из других групп, и наши дети становятся «экскурсоводами», увлечёно рассказывая о том, что знают сами.

Очень часто результатами экскурсии бывает и художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование насекомых, аппликация, разные поделки из природного материала. В этой деятельности решаются другие задачи - развитие творческих способностей детей. Так же развитие творческой деятельности происходит при изготовлении экспонатов для мини – музея своими руками.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. В нашем музее мы проводим игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Все эти игры способствуют развитию познавательной области, социально – коммуникативному развитию и развитию речи.

Чтобы посещение музея стало интереснее для детей, мы часто используем в своей работе компьютерные технологий. Делаем презентации о насекомых, просматриваем документальные фильмы о жизни насекомых в природе. Это тоже помогает расширять кругозор детей, увидеть и понять красоту окружающего мира.

В результате систематической работы в мини- музее у детей формируется устойчивый интерес к познанию неживой и живой природы и потребность общения с ней, а также образуются прочные знания для их дальнейшего воспитания и образования.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-muzeja_52etp.pptx | 21364,53 Кб
 
Публикации по теме:

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как средство организации предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 29 июля 2022 в 18:06
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД