Папки-передвижки

Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как средство организации предметно-пространственной среды в ДОУ

Татьяна Алексеевна Соловьева
Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как средство организации предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Наш мини-музей «Мир насекомых и пауков» действительно похож на дом. Но это не простой дом, а дом для насекомых и пауков.

Приходя к нам в группу, многие спрашивают: - Как пришла в голову мысль создать именно такой мини-музей, в виде дома и зачем?

Публикация «Мини-музей „Мир насекомых и пауков“ как средство организации предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

- Мы заметили, что современные дети стали очень много времени уделять гаджетам и все меньше и меньше общаться с природой. А ведь именно общение с природой способно воздействовать на детей, их чувства, эмоции, взгляды и представления.

Наш детский сад с 2016 года осуществляет работу на базе РИП по теме: «Педагогическая поддержка становления экологического сознания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» и реализует образовательную парциальную программу Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа», отсюда и появилась мысль сделать мини-музей в виде дома. Создание мини-музея стало продуктом проекта «Мир насекомых и пауков». Это была очень трудоемкая работа. В работу включились все: педагоги-родители-дети. Дети были очень рады принимать участие в такой интересной работе. Они стали нашими помощниками, соавторами мини-музея.

Цель нашей работы заключалась в том, чтобы создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в многообразной деятельности через организацию мини-музея.

В нашем мини-музее - доме есть хозяйка – кукла-маркер. Мы с ребятами назвали ее Экознайка. Она играет большую роль в нашем мини-музее : во-первых, следит за порядком, во-вторых, помогает в проведении занятий, экскурсий, задает детям вопросы, помогает найти на них правильные ответы.

У нашего музея двойное название: «Мир насекомых и пауков». Изначально, мы планировали сделать дом только для насекомых, но дети и некоторые взрослые ошибочно считали, что пауки – это тоже насекомые. Экспонатов собралось много и пришлось выделить им специальную квартиру. Благодаря этому, дети четко знают, что пауки – это не насекомые!

Композиционное строение мини-музея состоит из блоков и модулей, расположенных от земли к воздуху.

На самой нижней полке (ближе к земле) расположился блок «Муравьишки – наши младшие братишки» Создание этого блока позволяет знакомить детей с жизнью муравьев, их пользой. Для этого блока были созданы экспонаты муравейников: вид сверху и вид в разрезе.

Чуть выше муравьев поселился блок «Божьи коровки». Данный блок знакомит детей с внешним видом и пользой божьих коровок. В этом блоке в свободном доступе для детей представлены разнообразные экспонаты божьих коровок: от керамических фигурок до самодельных, сделанных в разных техниках. В этом блоке создана экспозиция пня, в котором божьи коровки готовятся зимовать.

Над божьими коровками поселись представители жалящих насекомых : пчелы, осы и шмели, шершни и т. д. Этот блок способствует развитию познавательной активности детей в изучении особенностей насекомых данного вида. В этом блоке сделана экспозиция пчелиных сот.

На самом верхнем ярусе порхают изящные бабочки. Блок «Бабочки» знакомит детей с разнообразным миром самых красивых, изящных и нарядных насекомых. Создавая наш мини – музей, мы решили делать акцент на региональный компонент. Поэтому все бабочки, представленные в этом блоке, обитают в нашей Волгоградской области. И дети их могут увидеть в реальной жизни. Этот блок дополняет экспозиция, которая наглядно помогает знакомить детей с этапами рождения бабочки. На листочках «дерева» показан жизненный цикл бабочки (яйца – личинки – кокон – бабочка)

На среднем ярусе расположились жуки. Данный блок помогает детям познакомиться с разнообразным миром жуков, их внешним видом, пользой, способами зимовки. В этом блоке представлена коллекция настоящих жуков в стекле в специальном футляре, где дети могут самостоятельно разглядеть насекомых, используя лупу.

Присутствует в нашем музее блок «Стрекозы», который знакомит детей с миром стрекоз, их образом жизни. В данном блоке создана экспозиция совместно с детьми «Стрекозы на водоеме».

Блок «Ночные насекомые» помогает знакомить детей с насекомыми, которые активны в ночное время суток. Это ночные бабочки, мотыльки, светлячки и т. д.

В сторонке от насекомых поселились пауки. Блок «Кто такие пауки способствует формированию представления детей о том, что пауки – это не насекомые, а паукообразные. У пауков другое внешнее строение, состоящее из двух отделов. У них - 8 ног, а у насекомых – 6. У насекомых бывают крылья, а у пауков – нет. В данном блоке создана экспозиция: паук на паутине.

Наряду с блоками, в нашем музее есть несколько модулей. Модуль «Наблюдения детей за насекомыми» показывает, как дети могут наблюдать за насекомыми на участке детского сада. Это так называемый фото – отчет наблюдений детей, располагающийся на подвесном стенде. Наблюдения дают возможность приобрести дошкольникам новый опыт экологического воспитания. В музее имеется модуль «Внешнее строение насекомого», который используется для наглядного изучения строения насекомого. Модуль «Времена года» используется для того, чтобы дети знали, как ведут себя насекомые в разные времена года.

В музее есть «Мини-библиотека», где можно найти все про жизнь насекомых и пауков. Альбомы с фотографиями, художественная литература, энциклопедии, стихи и загадки, дидактические и авторские игры, буклеты и т. д. В библиотеке есть даже Красная книга насекомых Волгоградской области, сделанная руками детей и педагогов.

Экспонаты мини-музея постоянно пополнятся. Их можно потрогать, «ощутить», поиграть. Минимузей привлекает детей, у них проявляется интерес, а значит и обучение становится более эффективным.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в нашем музее присутствует принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В работе мини – музея мы используем как совместную деятельность взрослого и детей, так и самостоятельную деятельность детей. Формы работы в мини-музее необходимо продумывать заранее: беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов. Педагогу необходимо уметь прислушиваться к своим воспитанникам, к их разговорам. Так можно понять, что для них важно на данный момент, что интересует больше всего. Ведь главное - поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире.

Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. К нам в групповую комнату на экскурсию в мини-музей приходят дети из других групп, и наши дети становятся «экскурсоводами», увлечёно рассказывая о том, что знают сами.

Очень часто результатами экскурсии бывает и художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование насекомых, аппликация, разные поделки из природного материала. В этой деятельности решаются другие задачи - развитие творческих способностей детей. Так же развитие творческой деятельности происходит при изготовлении экспонатов для мини – музея своими руками.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. В нашем музее мы проводим игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Все эти игры способствуют развитию познавательной области, социально – коммуникативному развитию и развитию речи.

Чтобы посещение музея стало интереснее для детей, мы часто используем в своей работе компьютерные технологий. Делаем презентации о насекомых, просматриваем документальные фильмы о жизни насекомых в природе. Это тоже помогает расширять кругозор детей, увидеть и понять красоту окружающего мира.

В результате систематической работы в мини- музее у детей формируется устойчивый интерес к познанию неживой и живой природы и потребность общения с ней, а также образуются прочные знания для их дальнейшего воспитания и образования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как средство организации предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 29 июля 2022 в 18:06
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как средство организации предметно-пространственной среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алексеевна Соловьева (УИ 485402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД