Анжелика Бушан
Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема создания мини - музея является актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников
Публикация «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
У современного ребёнка, живущего не только в городе но и в селе слабо развито ощущение принадлежности к русскому нарду, поэтому одной из задач, Которая стояла перед нами, воспитание у детей интересах жизни русского народа, его обычаям, традициям, культуре. Работая над темой «Музей для самых маленьких» я решила что мини – музей просто необходим.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела и к этому мы и не стремились, так как музей находится у нас совсем рядом. Поэтому мы создали мини – музей. Часть слова «мини» в этом случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. А также это практический способ ознакомления ребёнка с русским бытом, изучения детьми ремёсел, традиций, художественного наследия.
Создавая такой музей, я старалась придерживаться принципов – интеграции, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности. Исходя из опыта работы, детского сада с музеем возникла именно такая необходимость, чтобы плотнее сотрудничать с семьями воспитанников и музеем.
Мини – музей это целая система, где доносится до детей вся глубина и красота русской культуры, где расширяются представления и обогащаются знания родителей по вопросам организации совместной деятельности, где реализуются технологии сотрудничества детей и взрослых, а так же обогащается предметно-развивающая среда.
Вся работа разделилась на три этапа
1. Подготовительный этап, где определились цели и задачи, составлен план-проекта «Музей - для самых маленьких»;
Для определения эффективности взаимодействия с родителями было проведено анкетирование родителей, цель которого определить заинтересованное отношение родителей к мини-музею в ДОУ. Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что родительская общественность является важным звеном, способствующим усиленной социализации ребенка. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности создание мини-музеев в ДОУ.
2. Реализация проекта: оформление и открытие «Мини-музея» в группе. Индивидуальная работа с родителями, проведение экскурсий, занятий, развлечений, досугов, организация тематических выставок, совместная деятельность по схеме: педагог – ребенок; ребенок – родитель; родитель – педагог.
В процессе работы родители постепенно становились активными участниками. Совместно с мамой и папой дети подбирали информацию на экспонаты выложенные на выставке, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Экспонаты в мини-музей были собраны при поддержке и помощи родителей и научных сотрудников музея по определённым темам согласно плану работы.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Я придаю особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, а именно – демонстрация экспонатов, возможность прикоснуться к ним. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.
Используя разнообразные формы работы, вовлекла родителей в совместные с детьми творческие виды деятельности, помогла установить партнерские взаимоотношения, поощряющие активность и самостоятельность детей. В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми, повысилась педагогическая компетентность в вопросах эстетического воспитания и творческого развития дошкольников посредством музейной коммуникации.
Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
В процессе реализации данного проекта мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды ДОУ.
3. Заключительный этап: анкетирование родителей, обобщение фотоматериалов в альбом, создание видео занятий по темам. Создание книжки с загадками, ребусами по темам.
Предварительный анализ проектной деятельности в форме организации мини-музея в ДОУ показал необходимость продолжать работу в данном направлении, используя формы эффективного взаимодействия музея, дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.