Получи документы

Мини проект «Путешествие в семейскую сказку» для детей 4–5 лет

Бурдуковская Екатерина
Мини проект «Путешествие в семейскую сказку» для детей 4–5 лет

Данный проект направлен на развитие представлений детей дошкольного возраста о культуре русского и семейского народов через знакомство с семейскми сказками.

Цель проекта : формирование этнокультурной осведомленности детей.

Гипотеза: включение детей и родителей в образовательную деятельность по ознакомлению с семейскими сказками будет способствовать расширению их представлений о культуре семейского народова.

Вид проекта : творчески-познавательный.

Публикация «Мини проект „Путешествие в семейскую сказку“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Проект рассчитан на один учебный год и включает в себя следующие этапы:

1 этап – подготовительный: подбор методических материалов, разработка программы работы с детьми и родителями.

2 этап – основной: реализация программы работы с детьми и родителями, педагогами

3 этап – заключительный: анализ полученных результатов и подведение итогов работы по проекту.

Участники проекта : дети, воспитатели, педагог-психолог, родители.

Реализация проекта осуществляется через организацию образовательной деятельности с детьми (чтение и обсуждение художественных произведений, беседы, игры-драматизации, театрализации, изготовление кукол); просветительской работы с родителями (тематические беседы, родительские собрания, родительский клуб).

По окончании проделанной работы ожидаются следующие результаты: расширение представлений детей и родителей о культуре семейского народа; развитие словарного запаса детей, творческих способностей и познавательного интереса; воспитание уважительного отношения к традициям.

Постановка проблемы

В настоящее время формированию этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста уделяется особое внимание. Этнокультурная осведомленность – это качество личности, выражающееся в наличии знаний и представлений о своей и иных этнических культурах, позитивном отношении к этнокультурному разнообразию. Дошкольный возраст является важным периодом в приобщении детей к этнокультурному наследию, а также воспитании доброжелательности к другим людям, терпимости и лояльности к различиям окружающих.

Одним из эффективных средств формирования этнокультурной осведомленности является сказка. Сказка – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность сказок несомненна и общепризнана. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, реальной действительности.

В семейских сказках нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народов. Сказка учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и

Цель и задачи проекта

Цель проекта : формирование этнокультурной осведомленности детей.

Задачи:

1. Знакомить детей с героями сказок, особенностями организации быта, традициями.

2. Развивать словарный запас детей.

3. Развивать творческие способности детей через создание собственной кукол.

4. Воспитывать уважительное отношение у детей и родителей к традициям.

Этапы реализации проекта :

1. Знакомство со словами (говором) семейских (приложение 1)

2. Чтение сказок на семейский лад (приложение 2)

3. Игра (изготовление) с куклами. (сотрудничество с ЦДО, изготовление кукольного теремка)

4. Показ сказки с использованием говора семейского народа

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Словарь слов семейского народа

Задачи: данный словарь преследует совершенно определенные практические цели: он предназначен для использования воспитателями ДОУ на занятиях и при театрализованной деятельности и по ознакомлению детей дошкольного возраста с говором семейскиих.

Составить словарь семейского говора – это значит сохранить для многих поколений те слова и обороты речи, которые, не будучи зафиксированными, могут бесследно исчезнуть.

Данный словарь имеет небольшой объём, он включает 143 слов. Словарь объясняет значение собранных в нем слов. Все слова приведены в алфавитном порядке и снабжены ударением.

Семейское слово толкование

Аперь Теперь

Ахтись Что вы?

Большенький (-ая, ое) Подросший (ребенок)

Брени (не бреши) Не ври

Бурдук Кисель из овсяной муки

Бублятека Библиотека

Бульба Картофель

Бурун Молодняк

Вали Иди

Вечерышний Вечерний

Взаправду Правда

Влепиться Пристроиться

Водень Кровососущее насекомое

Выплескнуть Вылить

Дивно Много

Дивья бы Хорошо бы

Доведываться Навещать

Доглядать Наблюдать за кем то

Договорются Договорятся

Дожидать Ждать

Долгуша Телега легкая

Досель До этого места

Ева Ват

Еретик Непослушные дети

Жадка Телега в которую впрягли три лошади

Жана Жена

Жаних Жених

Жарянина Кушанье из внутренностей только что забитой свиньи

Жись Жизнь

Запонка Большая пуговица возле горла на сарафане

Задворка Плаха

колодез Колодей

Кобыленка Лошадь

Корынка Кора дерева

Коровяк Коровий навоз

Коровник Сарай для коров

Куль Мешок

Крынка Банка

Кошева Зимние сани

Куплять Покупка

Куржак Иней

Кучерявый Кудрявый

Кыска Кошка

Ладом Хорошо

Лапти Обувь из бересты

Латка Сковорода

Лахмотья Старая изношенная одежда

Лемех Приспособление для рыхления земли

Ленивка Скамейка для отдыха, стоящая возле печи

Лытка Берцовая кость

Мене Мне

Мнук Внук

Можа Может быть

Мякушка Булка хлеба

Наварганить Приготовить

Намедни Вчера

Нафуфониться Нарядиться

Начупуриться Привести себя в порядок

Нихто Никто

Обождать Подождать

Огогошить Выпить до дна

Одноколка Телега на двух колесах

Оплеуха Пощечина

Отбуцкать Кого-нибудь побить

Отсель Отсюда

Очип Палка

Пардон Совесть

Паре язва Связка с каким - нибудь словом

Пачпорт Паспорт

Пензия Пенсия

Плетень Забор сплетённый из прутьев

Придёть Придёт

Покамест Пока

Покуда, доколь Пока

Полюлюкать Поговорить

Помереть Умерла

По-первости В первый раз

Постряпушки Изделия из теста

Послухмяный Послушный

Посулить Пообещать

Посухарили Сдружились

Потчевать Кормить

Починить Зашить

Почто – то Почему – то

Причастился Пригубил

Пужать Пугать

Пшаница Пшеница

Разговеться Приступить к еде

Пятёть Печь

Рожество Рождество

Рушник Полотенце для рук

Рядиться Наряжаться

Сарахван Сарофан

Санишное Фарфоровое

Сельница Деревянная емкость под муку

Семая Седьмая

Сёдни Сегодня

Скоблянуть Скоблить

Скопать Выкопать

Скока Сколько

Слухать Слушать

Сносились Состарились

Солот Пареный суп

Срамота Некрасиво, страшно

Страда Уборка хлеба

Стегать Бить

Сусек Место для зерна

Сусед Сосед

Таперь Теперь

Ташыть Тащи

Толчанка Картофельное пюре

Третёвни Позавчера

Туясок Берестяной цилиндр

Тутошний Здешний

Тута Здесь

Туды Туда

Туперда Ерунда

Тятя Отец

Убьёшся упадёшь

Узясть Взять

Уйтить Уйти

У купать Выкупать

Умудохоться Устать

Ухи Ухи

Упыть Вредный

Утидывать Выкидывать

Фирма Ферма

Фулюгань Хулиганить

Хануть Заболеть чем-то

Хрубустеть Хрустеть

Худенькие Плохие

Царапулька Приспособление для рыхления почвы

Чего Что

Чело Лоб

Чечас Сейчас

Шанок Щенок

Шибко Очень сильно

Шиньгать Тягать шерсть, что бы при прядении она не рвалась

Ширыкать Тереть

Шкварки Кусочки недотопленного сала

Эдакий Такой

Юфта Кожа КРС

Ямануха Домашняя коза

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сказки с использованием семейских слов

Кытянёнак

Жили были дед да баба в деревне Мухоршибирь. Вот решил дед встать с ленивки да раздобыть еды и говорит бабе:

- Жана, ись охота. Пойду за видмедём, можа мяса пожарим.

Она яму:

- Дивья бы, ты мяса раздобыл!

И отправился он в лес. Только ступил на опушку, как видит – кытянёнак на тропке сидит и жалосливо мяфкает.

- Ахтись, миленький, ахтись! Эх, жись!

Дед был добрый, взял кытянёнка с собой, повернул обратно к исьбе, сам разговариваит с ё м:

- Ись поди хочешь?

Возвернулся он домой, а жана навстречу:

- И не шибко долго видмедя искал? Евот, маленький какой?

А дед ей: - Ахтись! Это кытянёнак.

- Бравенький какой! Утидывать жалко. Садитесь, ева, наварганила чё-нибудь, с голодухи не помрем.

Волк да щянох.

Встретились однажды вы лесу волк да щянох. Волк голодный, думает: «Съись бы щянха». А щянох:

- Ой, дяденька, мне бы домой дойтить?

Волк жалостливый оказался:

- Ладно, говорит, отведу тебя к людям.

Подошли к деревне, а тут яманёнок бегает. Поймал волк яманёнка, сам поел, да и щянху наисся дал. Тот наелся и давай фулюганить, варнак такой. Волк и говорит:

- Ах ты, упыть такой, фулюганистый!

А сам уж шибко привык к щанку, пока шли всю дорогу. Пошиньгал яво маленько и говорит:

- Пойдём уж сёдни со мной, а то ханешь.

Машенька

Собрались однажды подружки в лес по грибы да по ягоды. Позвали с собой Машеньку. Сидит она у вакошка морковой хрубыстить и давольная. Отпустил её батя в лес. Они бедные были, всё она в лахмотьях бегала. Набросила худенькие ичиги и побежала за подружками. Да прицепился к ней крючёк (насекомое). Покуда убегала от яво и заблудилась. Глядит, старец сидит, достала из корзинки крынку с молоком, да мякушку, дала яму поись. Поел он и говорит:

- Вот тебе за гостинца - ступа да ухват.

Возвратилась Маша домой. Батька с маткой дивятся, глядя на Машеньку. Кичка на ней новёхонькая, сарафан, лапти с лентами разноцветными и бусы бравые. Стали ступу глядеть – что не тронь – то овсяная крупа, то гороховая. Сунули ухват в печку, а в чугунке - бульба, а в латке – здибни. Завели квашню, напекли мякушти и до сих пор живут, нас с тобой в гости ждут.

Волшебная маслобойка.

Жил в одном селе мужик. Срубил он себе ланись прируб, да задец. Планировал хозяйство свое приумножить. Была у него в хозяйстве маслобойка волшебная. Такое бравое масло хранил он у себе в погребице.

Как-то раз, пришел к яму на Пасху сусед. Жись у яво была худая, как лытка. А доглядать за суседом он любил. Пока хозяин рукомойник искал, углядел сусед в зазадороге маслобойку. Вот и припрятал ее себе под лахмотья. Разговелися, да и по избам.

Вышел во двор сусед, да и швырнул маслобойку в коровяк. Лишь бы суседу навредить, а то у яво масла дивна.

Хватился ева мужик, маслобойки нету. Догадался, что это намедни сусед приходил, он и стыбзил.

Аперь суседди не сухаряться.

Ефимка.

Произошло это когда на дворе лютая стужа стояла.

Забежал парнишка в избу и дрожжить. Батька яму и говорит: -Ах, ты варнак этатий. Заходи в избу мамка бляны пятёть. А Ефимка, так энтова парнишку кликали, посидит, обогреется, да и опеть туды. Вот батька за ём и вышел в сенцы. Сямой раз ить сёдни бегат, можа случилось чё? Доглядать же за ём нада, он ишо малёханьтий. Оказалось, Ефимка в куржаке птичку согреват. Укутал её в лахмотья и хоронится. Посулил тогда батька Ефимке узясть её в избу да выходить.

Узапрауду гаварил батька. Выходили ане птичку и по весне отпустили на вулицу.

Рожество.

Можа было енто, можа не было.

Собралась Нюрка у колодезь схадить, воды принясти. Дошла досель, только черпанула вядром и глядь долгуша перед ней. На долгуши только летом ездють, пошто счас зимой-то? «Дивья бы лето настало!» - думает Нюрка. Конишка у далгушах бравая стоить. Загляделась девка. Выплеснула воду под воротти и на ленивку у далгуши села. Глядь, в избе она очутилась. Изба чистая бравая, кругом зеркала. Давай Нюрка рядицца: нафуфонилась, начупурилась, нихто не узнат. Покуда чупурилась, жаних явился. «Ах, ты паря, язва, испужал ты мене!», - спужалась Нюрка.

Глядь, сама у колодези стоит. «Скока я тут сёдни стою?», - думает она.

Пришла в избу и давай взаправду рассказывать про жаниха. Не поверили ей. Мамка апляуху дала да заругалась: «Чаво брешишь, срамота!». Полюлюкали суседди, да и усё.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в сказку» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе Ноябрь Занятие №4 дата: двадцатое ноябрятема: «Путешествие.

Конспект занятия «Путешествие в сказку» для детей второй младшей группы Цель: закрепить знания детей о героях сказок, формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слышать и понимать заданный вопрос..

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Путешествие в сказку о рыбаке и рыбке»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Путешествие в сказку о рыбаке и рыбке» Цель: Закреплять знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Задачи: Образовательные: 1. Закрепить содержания сказки.

Мини-проект «Мы рисуем сказку»Мини-проект «Мы рисуем сказку» мини-проект «Мы рисуем сказку» Цель : создание художественных образов и сюжетов сказки «Колобок» для видеокниги в подарок малышам. Задачи:.

Мини-проект «Зачем деревьям листочки?» (для детей 2–3 лет)Мини-проект «Зачем деревьям листочки?» (для детей 2–3 лет) Вид проекта: краткосрочный,познавательный. Участники: дети 1 младшей группы и воспитатели. Актуальность: активизация словаря,развитие познавательной.

Мини-проект «Зачем дома кошка?» (для детей 2–3 лет)Мини-проект «Зачем дома кошка?» (для детей 2–3 лет) Вид проекта: краткосрочный. Участники: дети 1 младшей группы, родители и воспитатели. Актуальность: необходимость развития чувства эмпатии.

Познавательное занятие по развитию речи для детей 4 лет «Путешествие в «Белую сказку» Цель: Закрепление представления о белом цвете. Воспитание координации слова с движением, плавной, напевной речи. Развитие грамматического.

Проект «Мини — музей масок для детей раннего возраста»Проект «Мини — музей масок для детей раннего возраста» «Мини - музей масок для детей раннего возраста»Авторы: Иванова Елена Гурьевна, Карачарова Надежда Павлиновна. Актуальность использования.

Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга для детей 4–5 лет «Путешествие в сказку»Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга для детей 4–5 лет «Путешествие в сказку» Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский.

Конспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возраста Задачи: формирование интереса к художественной литературе, содействие правильному восприятию содержания произведения; стимулирование познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини проект «Путешествие в семейскую сказку» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 07:10
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД