МАРИНА БРАГИДА
Мероприятие с педагогами «Мировое кафе «Мнемотехника — как педагогическая технология в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Публикация «Мероприятие с педагогами „Мировое кафе „Мнемотехника — как педагогическая технология в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2 слайд
На процесс становления связной речи влияют ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - является наглядность (клик). Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания (клик, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
3слайд
Учитывая практическую значимость и актуальность проблемы, мы в детском саду в работе с дошкольниками широко используем развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Существует много подходов к использованию мнемотехники в детском саду (клик).Её в дошкольной педагогике называют по разному: у В. К. Воробьевой это сенсорно-графические икартографические схемы, у Т. А. Ткаченко – предметно-схематические модели, у В. П. Глухова блоки-квадраты, у Т. В. Большевой - коллаж, у Г. Е. Сычевой – опорные картинки, уБардышевой Т. Ю., Моносовой Е. Н. картинно – графические планы рассказов, у В. И. Балаевой моделями фраз.
Мы сегодня на мировом кафе еще раз остановимся наметодикеВ. К. Воробьевойи моделях фраз В. И. Балаевой, а кто-то познакомится с данными методиками и будет использовать их на практике.
Вам предстоит показать свои методические знания по данной теме.
Участники с помощью картинок-подсказок узнают, за каким столом они начинают работать.
При помощи «солнышек» участники делятся на группы и занимают свои места, на которых лежат задания. На каждое задание дано определенное время. Колокольчик извещает об его окончании, и участники переходят на следующую полянку по часовой стрелке (участники игры побывают за каждымстолом и вернутся на свое прежнее место).
Организует работу и руководит ей «хозяин стола». В конце мероприятия, участники озвучиваютответ.
4 слайд
Вопросы для обсуждения
1. Организация работы с дошкольниками по сенсорно-графической схеме В. К. Воробьевой. Представить алгоритм работы. Таганцева Д. В.
2. Организация работы с дошкольниками по картографической схеме В. К. Воробьевой. Представить алгоритм работы. Володина М. Н.
3. Организация работы с дошкольниками, используя модели фраз Балаевой В. И. Представить алгоритм работы по каждой модели. Митина Л. А.
5 слайд
Правила обсуждения
1. «Не распыляйтесь» – фокусируйтесь на самом важном
2. «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, раскройте свой опыт
3. Слушайте, чтобы понимать
4. Связывайте и соединяйте идеи
5. Выкладывайте модели, схемы – здесь это можно и нужно!
6. Получайте удовольствие от общения!
Практическая работа.
Предлагается выбор предметов с иллюстрациями для составления сенсорной модели и карточки рассказа для составления картографической схемы для рассказывания рассказа по цепной структуре и памятки «хозяину стола». Приложение 1
1. Сенсорно-графическая схема В. К. Воробьевой: картофель, заяц – игрушки и иллюстрации.
2. Картографическая схема В. К. Воробьевой: иллюстративный материал к рассказам «Вишневый компот». Учитывая практическую значимость и актуальность проблемы, мы в детском саду в работе с дошкольниками широко используем развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники.
3. Модели фраз Валерии Ивановны Балаевой: пиктограммы слов-действий, слов-признаков, слов-предлогов; картинки – существительные.
Выступление педагогов.
Памятка для ведущего.
Алгоритм работы. Сенсорно-графическая схема В. К. Воробьевой (картофель, заяц)
1. Перед детьми выкладываем предмет или предмет на картинке.
В данной схеме присутствует картинки:
«Глаз» - с помощью зрительных анализаторов определяем у предмета цвет, размер, форму.
«Рука» – тактильные ощущения. Определяем предмет на ощупь: гладкий – шероховатый (погладить предмет, горячий – холодный, твёрдый – мягкий (сжать предмет, тяжёлый – лёгкий (равновесие на ладонях).
«Губы» – вкусовые ощущения: кислый, сладкий, солёный (определяем в ходе исследования предмета или из личного опыта)
2. Схема обследования предмета построена. Находятся карточки, которые помогут запомнить результат обследования. Они выстраиваются в схеме.
Вопросы к детям.
Что перед нами? Называем объект исследования (предмет)
Посмотрим на предмет и определим, какого он цвета. Какого размера? (большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий и т. д.) Какой формы? (Показывает указкой на модель).
Предлагаем предмет потрогать руками и узнать, какой он на ощупь (детям даётся потрогать предмет) гладкий, твердый, лёгкий. (Показывает указкой на рисунок руки и на таблицу материалов).
Каким бывает на вкус? (Показывает указкой на рисунок губ и на таблицу вкусовых свойств). Если можно определить вкусовые качества.
Далее педагог представляет образец рассказа. Первоначально предложения в рассказе начинаются со слов: «Мы увидели, что… Мы потрогали и узнали, что… Мы попробовали и узнали, что… (в дальнейшем заменяем «на ощупь …», «на вкус …»)
Образец рассказа воспитателя сопровождается показом с помощью указки картинок друг за другом.
После образца воспитателя, рассказ ребенка.
3. Усложнения:заменяем предмет картинкой и работа по описанию повторяется по предложенной выше схеме.
Картографическая схема В. К. Воробьевой.
1. Зачитываем рассказ.
Вишневый компот.
Бабушка решила сварить вишневыйкомпот.
Вишневый компот очень нравится Антошке.
Антошка взял у бабушки лукошко.
В лукошко Антошка набрал много вишни.
Из вишни бабушка сварила компот. Вишневый компот понравились Антошке.
2. После прочтения рассказа предлагаем детям разложить картинки на столе. На первоначальных этапах выдаются только те картинки, которые соответствуют содержанию текста. В дальнейшем добавляем дополнительные картинки / или демонстрационные картинки располагаются на мольберте или столе.
3. Далее работа проходит в рабочей карте или на мольберте.
4. Первоначально объясняем значение всех её элементов: где располагаем картинки на карте, что обозначает стрелка и откуда начинаем выстраивать текст рассказа.
5. Читаем первое предложение, находим для него подходящие картинки и совместно заполняем первую строчку, проговаривая слова. Далее переходим к следующему предложению и выкладываем его точно так же. Таким образом, выстраивается весь текст рассказа. / Также работа проводится и на мольберте.
6. После заполнения карты или выкладывания предложений на мольберте, считаем количество предложений в рассказе.
7. Далее вместе с детьми старше возраста находим смысловые связи предложений в тексте. Для этого закрываем экраном все предложения, кроме первых двух.
8. Предлагаем детям соединить стрелкой одинаковые картинки в предложениях между собой. Называем слово.
Таким образом, можно увидеть, что в соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, и фиксируется это одинаковыми картинками.
Закрепляя найденное правило, дети соединяют стрелками одинаковые картинки во всём тексте
Так, постепенно закрепляем у детей представление о том, что в рассказе содержание одного предложения переходит в содержание другого.
9. Для лучшего запоминания текста задаём вопросы по его содержанию. Ответ на вопрос – строчка из текста.
10. Проводим дидактические упражнения на примере: «Доскажи словечко». Пересказ текста по цепочке с опорой на мнемотаблицу.
11. Индивидуальный рассказ или в парах.
12. Усложнение работы с текстом это - украшение рассказа прилагательными.
Модели фраз Валерии Ивановны Балаевой.
1 модель: существительное + глагол (подлежащее + сказуемое).
Учим детей по предложенной схеме-модели составлять простое предложение из двух слов, в которых подлежащим является существительное единственного и множественного числа, а сказуемое прошедшего, настоящего или будущего времени.
2 модель: существительное + глагол + существительное (подлежащее + сказуемое + прямое дополнение).
Учим детей составлять по схеме-модели простое предложение из трёх слов, где дополнением является существительное единственного числа винительного падежа без предлога.
3 модель: прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение).
Учим детей составлять предложения из четырёх слов без предлогов, где определением является прилагательное, согласованное с дополнением.
4 модель: существительное + глагол + предлог + дополнение.
Учим детей составлять по предложенной схеме-модели и карточкам с графическим изображением предлогов простое предложение из четырёх слов с простыми предлогами.
Предлагаемые упражнения с моделями фраз помогут:
активизировать предметный и глагольный словарь детей;
сформировать понятия «слово» и «предложение»;
сформировать умение составлять простое предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки;
составлять простое предложение без предлогов до четырёх слов;
привлечь внимание к правильному согласованию слов в предложении;
составлять предложения из четырёх слов с различными предлогами по предложенной схеме-модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам.
В результате поэтапной, системной, непрерывной работы с используемой наглядностью дети будут сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, как без предлогов, так и с различными простыми предлогами. То есть, овладевают основами связной речи.
Но это на прямую зависит от нас – педагогов.
Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в создании условий для развития связной речи детей, посредством использования приемов мнемотехники. Условия в детском саду у нас созданы.
Как часто и где вы используете мнемотехнику для развития речи у детей.
Какие формы взаимодействия с родителями вы использовали для ознакомления с данной технологией
В каком критерии вы диагностируете воспитанников с помощью мнемотехники
6 слайд
Рефлексия
Плюс-минус-интересно.
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.
В графу «И» - «интересно» - педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему.