Папки-передвижки

Мнемотаблицы — инновационная технология в экологическом образовании дошкольников

Ольга Соловьева
Мнемотаблицы — инновационная технология в экологическом образовании дошкольников

Мнемотаблицы –

инновационная технология в экологическом образовании дошкольников

Соловьева Ольга Владимировна, воспитатель МКДОУ Новоаннинский д/с №5 Волгоградской области

Дошкольное образование является первым звеном в формировании экологической культуры, именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в ознакомлении с природой - это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора и формирования экологической культуры. В процессе общения с природой дети осознают ее значимость как среды обитания всех живых организмов. Дошкольники начинают понимать необходимость сохранения природы.

Публикация «Мнемотаблицы — инновационная технология в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах

В условиях ФГОС всё чаще встаёт вопрос о целесообразности внедрения инновационных форм и методов работы в практику дошкольного учреждения, в том числе и в области экологического образования.

Сейчас каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали требованиям современных условий дошкольного образования. Современные педагогические формы и методы помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию, дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития. Инновационные формы и методы способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, ведь в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошколята самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. И наша задача, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания, на основе современных методик и образовательных технологий, ненавязчиво помочь детям найти ответы на все интересующие их вопросы.

Работая по программе экологического образования Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», мы используем различные современные инновационные технологии.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Взяв за основу мнение великого педагога, зная эффективность наглядного материала для дошкольников, опыт нашей работы показал, что педагогами незаслуженно была забыта такая технология, как мнемотехника.

Технология мнемотехники помогает ребенку познать окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют экологическое сознание дошкольника.

Данная технология направлена на комплексное решение задач экологического образования дошкольников через экологизацию различных видов детской деятельности и экологизацию развивающей предметной среды, а также на формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста в процессе разнообразных видов деятельности дошкольников экологического содержания.

Мнемотехника (в переводе с греческого — искусство запоминания) - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Цель использования мнемотехники в экологическом образовании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Данная технология, как показывает практика, при ознакомлении детей с природой позволяет постепенно и последовательно усложнять содержание знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы. С опорой на образы памяти ребёнок устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Развивать память - это значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и другое (раньше их называли «схема – алгоритм»). Главное – нужно передать условно наглядную схему, в которую занесена определенная информация. Мнемотаблицы применяем как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов, тем самым поддерживаем интерес к познавательной деятельности и учитываем индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Условные схематические изображения признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе, способствуют развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления. Использование мнемотаблиц помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков

Работу с мнемотаблицами ведем по следующим этапам:

1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем абстрактные символы, изображенные на мнемотаблице, в образы).

3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по заданной теме.

На первоначальном этапе таблицы составляли сами (рисовали, распечатывали с интернета, привлекали родителей, в дальнейшем планируем привлекать к этому процессу детей. Изображения должны быть понятны детям, не вызывать отрицательных ассоциаций.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. При решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок, используя образы, постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно – действенной формы мышления складывается наглядно–образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями.

Опираясь на опыт нашей работы, можно с уверенностью сказать, что технология мнемотехники в экологическом образовании занимает особое место, т. к. помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов, явлений и взаимосвязей разной степени сложности, чем другие средства наглядности. Маленькому ребёнку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные совместно с воспитателем и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку легко воспроизвести последовательность. Наши ребята стали не только легко запоминать и воспроизводить всю информацию, но и воспринимают это, как интересную, увлекательную игру. Но, при этом, мы стараемся не перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше.

Внедряя программу экологического образования Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», мы разрабатываем мнемотаблицы по блокам программы. Например, при знакомстве детей со свойствами воздуха, мы с детьми договорились, что воздух мы будем символически изображать виде пузырьков, вкус – изображение языка, запах – нос, цвет – изображение красок. И дети увлеченно с опорой на картинки и схемы рассказывают о свойствах воздуха.

Мнемотаблицы помогают детям формировать основы здорового образа жизни, составлять описательные рассказы о животных, растениях, природных явлениях, запоминать правила поведения в лесу, на водоёме и других природных объектах, алгоритм действий по уходу за комнатными растениями, посадки семян, проведения опытов, устанавливать причинно- следственные связи. Дети очень любят работать с такими таблицами. С их помощью они с удовольствием разгадывают загадки на экологическую тематику, легко запоминают приметы и стихотворения о природе. Использование мнемотехники увлекает детей, превращает занятие в игру, а также нашло применение и в самостоятельной деятельности детей. Так, играя в сюжетно - ролевую игру «Супермаркет», ребята, прежде, чем купить товар (овощи, фрукты, цветы, описывают его с помощью мнемотаблицы, которую прикрепили в «супермаркете» на видном месте.

Путешествуя по «Зоопарку» (сюжетно – ролевая игра, дети не просто описывают по таблице животное, а по очереди играют роль экскурсоводов. Ребята, слушая рассказы сверстников и подражая им, закрепляют ранее полученные знания, а те, кто не знал, получают новые. Ведь известно, что запоминают дети информацию лучше от сверстников. Даже самые малоактивные дети, с удовольствием включаются в игру, проявляют себя. В игровой форме дошкольники не только получают и закрепляют знания о природе, но и обогащают свой словарный запас.

Мнемотаблицы являются хорошим подспорьем для самостоятельного проведения детьми простейших опытов, экспериментов. Дети, опираясь на мнемотаблицы (это инструкция, проводят опыты или эксперименты. В старшем возрасте дети самостоятельно изготавливают мнемотаблицы по результатам проведённых экспериментов, изображают с помощью зарисовок или схем, некоторые самостоятельно могут составить наглядные планы опытов. Используя мнемотаблицы, ребята с удовольствием играют в «учёных», в «лабораторию». Полученными впечатлениями, знаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми.

Применение мнемотехники в экспериментальной деятельности позволяет дошкольникам легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее, развивает интерес к исследовательской деятельности. Анализируя проведенный опыт и обозначая его графически, дети учатся самостоятельности, усидчивости. У них повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.

Таким образом, использование мнемотехники в экологическом образовании дошкольников является средством развития познавательной активности. У детей расширяются знания об окружающем мире. Они учатся самостоятельно думать, рассуждать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что создает предпосылки к самообучению, закладывает навыки совершенного восприятия и запоминания, позволяет детям усваивать новый материал без чрезмерного умственного и нервного напряжения. Мнемотехника не только знакомит дошкольников с особенностями природы, но и дает им возможность легко получить практические навыки логического мышления, непосредственно влияющие на результат поисковой деятельности, а также развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему и сформировать основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявятся во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней и активность в решении некоторых экологических проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)- URL : https://base.garant.ru/70512244/

2. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа» [Текст] / Рыжова Н. А. - М. , : Линка-пресс. 2017, - 124с.

3. Атавова А. В. Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста/ Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/10/01/ispolzovanie-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo (21.03.2019 г.)

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для дошкольниковМнемотаблицы для заучивания стихотворений для дошкольников Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна г. Ковров Владимирская обл. “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотаблицы — инновационная технология в экологическом образовании дошкольников
Опубликовано: 23 марта 2022 в 14:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД