Получи документы

Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Матреницкая
Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД 2 (АКТУАЛЬНОСТЬ)

В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на дошкольника, компьютер, телевидение заменили живое человеческое общение, дети мало общаются, речевой опыт ограничен, развитие речи затормаживается. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Бедное, безграмотное «говорение» мы можем услышать в общ. местах, с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами – всё это способствует снижению уровня языковой культуры.

Публикация «Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Процесс обучения речи, развитие памяти и мышления -это фундамент в системе получения знаний. Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его развитие.

Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, в том числе на педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах, на вопросы отвечать достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами овладеть основными типами монологической и диалогической речи. Но речь образная, богатая, распространенная дополнениями и определениями у ребенка дошкольного возраста –явление редкое. Необходимо сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим. Для этого педагог применяет современные, а главное эффективные технологии, такие как мнемотехника, развивающая зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; восприятие; развивает кругозор; развивает все стороны речи.

(ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ)-СЛАЙД 3

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? Для того, чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, путем преобразования абстрактных символов в образы, насытить диалогическую речь, чтобы уметь сформулировать вопрос и построить ответ; монологическую речь, чтобы составить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст; научиться согласовывать слова в предложении; развивать речь без умственного и нервного напряжения, а именно: увеличить словарный запас слов; активизировать умственную активность, научить сравнивать и выделять существенные признаки.

СЛАЙД 4 (ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ)

Немного из истории мнемотехники. Мнемотехника известна с давних времен и уходит корнями в Грецию, получила свое название в честь богини памяти –Мнемозины, жены Зевса. Первый сохранившийся труд приписывают Цицерону. Искусством мнемотехники владел Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Мнемотехника или мнемоника – это система различных методов и приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным, это не новая технология, ее способы и приемы широко используют логопеды, воспитатели. В чем же ее новизна? Новизна ее в том, что «мнемотехника» рассмотрена как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи.

Использовать приемы мнемотехники можно с младшего дошкольного возраста. Начинать работу рекомендуется с простейших мнемоквадратов -это простые изображения, отображающие форму, цвет (желтое солнце, зеленая ёлка, по которым можно составить словосочетание, последовательно переходить к мнемодорожкам –это 2-4 изображения, расположенные линейно и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, предметов, действий, главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы содержание в таблице было понятно детям.

Мнемотаблицы эффективны для :

• обогащения словарного запаса

• при обучении составлению рассказов

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок

• при заучивании стихов, скороговорок, пословиц

Взяв в основу мнение великих педагогов о принципе наглядности, можно пользоваться не только готовыми схемами педагогов, но и создавать свои при помощи программы POWER POINT. Т. В. Большова предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов и заучивания стихов. Л. Е. Белоусова считает, что для лучшего запоминания дети сами должны зарисовывать символы в предложенную схему.

Используемые методы: (СЛАЙД 5)

- метод крокирования (метод рисуночного письма (схематичные зарисовки, символы)-дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали). Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листе или на другой стороне.

Игры: «Цепочка слов», «Кто больше запомнит слов», «Чудесные слова» и т. п.

- метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее, то, что их связывает. Например: Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – де-рево – гнездо – птица – самолёт – машина)

- метод, использующий образное мышление -метод «эйдетизма» (создание зрительных ассоциаций во время изучения конкретного объекта, например: при изучении звуков, цифр, геометрических фигур) привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Главный вопрос «О чем ты подумал?»,Игры «На что похож?»

- метод ассоциативных цепочек (метод «чепухи», небылицы). Составление смешного, забавного предложения- небылицы, связь слов по схеме из картинок или отдельных картинок причем 1ое слово связывается со 2-ым, 2ое с 3-им… не перескакивая. Предлагаю детям картинки, составляют предложение, рассказ, связывая слова между собой. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов, работа в мини группах. Например: колокольчик-ель, кукла, окно- «Колокольчик висит на ели, под которой сидит кукла и смотрит в окно». Работу по этому методу начинали с 2 слов, на конец года некоторые дети запоминают и воспроизводят цепочку из 8-10 слов.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (СЛАЙД 7)

Работу по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники проводится во взаимодействии с родителями для более эффективного результата

Формы работы с родителями:

-Публикация на сайте д / с «Мнемотехника- это просто»- https://clck.ru/akqQC;

-Беседы и консультации в форме «Вопрос -ответ»

- Для расширения знаний родителей провожу практические консультации (групповые и индивидуальные) по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка».

-Для постоянного информирования родителей сделана папка-передвижка с ежемесячно меняющимся материалами по мнемотехнике.

Для родителей были изготовлены буклеты «Мнемотехника в дошкольной педагогике», «Что такое мнемотехника; памятки «Как составить мнемотаблицу»

Проведен мастер-класс на тему «Развиваемся, играя!».

Родители посещают совместные мероприятия. По результатам опроса выявила, что многие родители начали изготавливать мнемотаблицы и схемы вместе с детьми по составлению рассказов, заучиванию стихотворений.

Опрос родителей показал положительную динамику в удовлетворенности родителей взаимодействием с педагогами детского сада по проблеме развития связной речи детей средствами мнемотехники.

Этапы реализации: (7 слайд)

I Подготовительный (октябрь -ноябрь)

II Основной (декабрь-апрель)

III Результативный (май)

Подготовительный (октябрь-ноябрь)

Изучение научно-методической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей

Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей

Диагностика начальная

Основной (декабрь-апрель)

• Разработка плана с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» («организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»;)

• Использование приемов мнемотехники в образовательной деятельности, а также в режимных моментах

Дидактические игры:

«Подскажи словечко», «Снежный ком», «Кто больше запомнит слов», «Найди пару», «Скажу по – другому» (синонимы, «Скажи наоборот» (антонимы, «Развесим и соберем слова», «Парные картинки», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» и др.

Заключительный (Май)

• Проведение итоговой диагностики

Обследование детей выявило отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, наличием ошибок и трудностями в описании, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний. У большинства обследуемых детей развитие связной речи находится на среднем уровне.

На основе полученных данных, было определено направление работы по развитию связной речи детей, а также разработана и проведена система занятий по развитию связной речи с применением мнемотаблиц.

На заключительной диагностике выявлено, что дети могут логично выстраивать предложения, устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках. При пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения. Практические отсутствуют грамматические ошибки. Самостоятельно составляют рассказ – описание.

Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Ожидаемые результаты: (СЛАЙД 8)

Развиваются память, внимание, образное мышление;

Формируются навыки использования средств технологии;

Развивается навыки работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Развиваются творческие способности детей, появляются навыки составления и воспроизведения по схемам;

Расширяется и обогащается словарный запас;

Формируются навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности с родителями (Оказалось, что мамам и папам тоже трудно составлять описательные рассказы, пересказывать тексты, придумывать загадки. Работа с мнемотаблицами вызывала у взрослых такой же живой интерес, как и у детей. В ходе проведения совместной деятельности, родители не только обучались приёмам развития речи детей, но и устанавливались особые доверительные отношения, которые помогали преодолевать трудности в развитии речи детей.); самостоятельности, инициативности, ответственности с детьми;

Формируется целостное восприятие окружающего мира.

ВЫВОД: (СЛАЙД 9)

Использование методов мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей, расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе, постепенно осуществляя переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 июня 2022 в 10:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Матреницкая (УИ 619795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД