Получи документы

Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Людмила Семенчина
Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

“Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету”.

К. Д. Ушинский

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Публикация «Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Но на деле все происходит иначе. Это, прежде всего, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание, что у некоторых детей речь невнятная, ограничен словарный запас. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И меня заинтересовала данная проблема, ведь именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей.

Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, я обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития связной речи дошкольников.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в непрекращающемся потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. К сожалению, многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить.

В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано наглядно образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию.

Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей. Владение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.

Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.

Мнемотехника - это комплекс методов и приемов, помогающих успешно осваивать знания об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективно запоминать структуру рассказа, сохранять и воспроизводить информацию, и конечно развивать речь. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными. Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т. д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. Так же его используют для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок, последовательности одевания и мытья рук и т. д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главным является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми.

Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.

Слово мнемоника имеет греческое происхождение, Мнемозина является богиней памяти. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для более эффективного запоминания информации были созданы различные комбинации символов, которые собираются в мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Взяв в основу мнение известных педагогов, увидев эффективность наглядного моделирования, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по своему, в своей работе я использую приемы мнемотехники, которые:

• сохраняют интерес и удерживают внимание детей;

• облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения материала;

• формируют умение видеть главное;

• позволяют систематизировать полученные знания.

Следовательно, использование данного метода актуально и дает положительную тенденцию к улучшению речи детей. Актуальность использования методики мнемотехники заключается в том, что:

• дошкольный возраст более пластичен в обучении

• детям с тяжелыми нарушениями речи характерна быстрая утомляемость, сниженная концентрация внимания и как результат–потеря интереса к занятиям

• использование подсказок-символов облегчает и ускоряет запоминание учебного материала

• использование графических символов помогает детям вычленять основное, систематизировать, классифицировать знания

• у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных образов зрительными значительно облегчает обучение

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Цель моей работы по данной методике заключается в том, что идет целенаправленное формирование связной речи ребенка. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемосхемы очень эффективны при развитии речевого творчества детей. Они способствуют обогащению словарного запаса, удобны при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании загадок и заучивании стихов.

Исходя из опыта работы с детьми с ТНР и использования мнемотехники в своей работе, я поставила следующие задачи:

• Развитие связной речи и пополнение словарного запаса;

• Умение преобразовывать образы в символы;

• Развитие памяти, внимания и образного мышления.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие творческих способностей, фантазии.

Свою работу с детьми с ТНР по мнемотехнике я выстраиваю в несколько этапов:

• знакомство детей с символами, проговариваю с ними что означает каждый символ, учу выделять основное слово (мнемоквадрат)

• чтение простых схем из 2-3 символов (мнемодорожка)

работа непосредственно с мнемотаблицами

Мнемотехнику можно использовать в различных видах развития речи ребенка : в творческих пересказах, составлениях рассказов по картинке, предметных или сюжетных, запоминании стихов, загадок, пословиц, поговорок.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речиПесочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи. Современные условия развития образовательных процессов дали толчок к поиску.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 20:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Семенчина (УИ 431475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД