Людмила Семенчина
Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
“Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.
Публикация «Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Но на деле все происходит иначе. Это, прежде всего, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание, что у некоторых детей речь невнятная, ограничен словарный запас. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И меня заинтересовала данная проблема, ведь именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей.
Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, я обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития связной речи дошкольников.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в непрекращающемся потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. К сожалению, многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить.
В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано наглядно образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию.
Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей. Владение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.
Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.
Мнемотехника - это комплекс методов и приемов, помогающих успешно осваивать знания об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективно запоминать структуру рассказа, сохранять и воспроизводить информацию, и конечно развивать речь. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными. Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т. д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. Так же его используют для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок, последовательности одевания и мытья рук и т. д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главным является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми.
Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.
Слово мнемоника имеет греческое происхождение, Мнемозина является богиней памяти. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для более эффективного запоминания информации были созданы различные комбинации символов, которые собираются в мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Взяв в основу мнение известных педагогов, увидев эффективность наглядного моделирования, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по своему, в своей работе я использую приемы мнемотехники, которые:
• сохраняют интерес и удерживают внимание детей;
• облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения материала;
• формируют умение видеть главное;
• позволяют систематизировать полученные знания.
Следовательно, использование данного метода актуально и дает положительную тенденцию к улучшению речи детей. Актуальность использования методики мнемотехники заключается в том, что:
• дошкольный возраст более пластичен в обучении
• детям с тяжелыми нарушениями речи характерна быстрая утомляемость, сниженная концентрация внимания и как результат–потеря интереса к занятиям
• использование подсказок-символов облегчает и ускоряет запоминание учебного материала
• использование графических символов помогает детям вычленять основное, систематизировать, классифицировать знания
• у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных образов зрительными значительно облегчает обучение
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Цель моей работы по данной методике заключается в том, что идет целенаправленное формирование связной речи ребенка. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемосхемы очень эффективны при развитии речевого творчества детей. Они способствуют обогащению словарного запаса, удобны при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании загадок и заучивании стихов.
Исходя из опыта работы с детьми с ТНР и использования мнемотехники в своей работе, я поставила следующие задачи:
• Развитие связной речи и пополнение словарного запаса;
• Умение преобразовывать образы в символы;
• Развитие памяти, внимания и образного мышления.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие творческих способностей, фантазии.
Свою работу с детьми с ТНР по мнемотехнике я выстраиваю в несколько этапов:
• знакомство детей с символами, проговариваю с ними что означает каждый символ, учу выделять основное слово (мнемоквадрат)
• чтение простых схем из 2-3 символов (мнемодорожка)
• работа непосредственно с мнемотаблицами
Мнемотехнику можно использовать в различных видах развития речи ребенка : в творческих пересказах, составлениях рассказов по картинке, предметных или сюжетных, запоминании стихов, загадок, пословиц, поговорок.