Мария Яковлева
Мнемотехника в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в речевом развитии дошкольников.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и
напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,
Публикация «Мнемотехника в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника в работе с дошкольниками представляет собой эффективную педагогическую технологию, способствующую улучшению запоминания и узнавания информации. Введение этой технилогии в образовательный процесс детского сада позволяет активизировать все познавательные психические процессы – восприятие, представление, развитие памяти, воображения, мышления, внимания, что в совокупности является важным этапом развития в период проживания дошкольного детства. .
Основной целью использования мнемотехники в работе с дошкольниками является облегчение процесса запоминания, заучивания стихотворений, составления описательного рассказа, пересказа которые в дошкольном возрасте осуществляются через зрительную, слуховую и тактильную память. В основе метода лежит использование мнемотаблиц, алгоритмов, ассоциаций, которые облегчают детям запоминание информации, стихотворений быстрее, эффективнее и на долгосрочной основе. Применение мнемотехники в образовании дает возможность значительно повысить обучаемость дошкольников.
Существует несколько направлений мнемотехники. В своем учебнике по мнемотехнике В. А. Козаренко выделяет шесть направлений:
· народная мнемотехника;
· классическая мнемотехника;
· педагогическая мнемотехника;
· цирковая (эстрадная) мнемотехника;
· спортивная мнемотехника;
· современная мнемотехника.
. Некоторые из них успешно применяются в работе с дошкольниками. Наример народная мнемотехника, примерами которой является азбука и дорожные знаки, классичесское направление, которое делает акцент на визуальное мышление. А также в дошкольном образовании применятся направление современной мнемотехники, в основе которой используется кодирование элементов информации в образы, метод ключевых слов, который основан на связывании нового материала с уже изученным ранее. Например, при изучении различных цветов путем создания ассоциативных связей (например, "зеленый как яблоко" или "красный как помидор") мы помогаем ребенку запомнить эти цвета и образующие их предметы.
Дополнительно, метод мнемотехники в работе с детьми возможно использовать при ориентировке в пространстве, времени. Различные ассоциации, схемы или карты помогут детям быстрее запоминать и дольше удерживать нужную информацию.
Применение метода мнемотехники в работе с дошкольниками имеет широкие перспективы и позволяет улучшить качество обучения, способствуя развитию интеллектуальных и когнитивных способностей детей.
Детям, которые испытывали затруднения в запоминании стихотворений, пересказа или составления рассказов до использования мнемотехники, с ее введением педагогом наблюдается улучшения в области речевого развития. Детям группы общеразвивающей напрвленности 5-6 лет, нравится составлять мнемотаблицы и схемы самостоятельно.
Однако, исходя из вышесказанного, важно понимать, что успешная реализация данной педагогической технологии требует индивидуального подхода к каждому ребенку, учета его способностей, возраста и интересов. Только таким образом можно добиться положительных результатов в процессе применения технологии мнемотехники в дошкольном образовании.