Елена Гребенщикова
Модель деятельности ДОО по выявлению одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
Деятельность ДОО по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум основным направлениям.
Первое направление предполагает выявление одаренных детей с явными или скрытыми признаками одаренности.
Публикация «Модель деятельности ДОО по выявлению одаренных детей» размещена в разделах
Второе направление определяется как психолого – педагогическая поддержка одаренных детей, которая решает две взаимосвязанные задачи: развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей и развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его социализации.
Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей – задача достаточно трудная для педагога, педагога – психолога. Трудности связаны с тем, что в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все одновременно и не в одинаковой степени.
Необходимо учитывать, что одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной взрослыми деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Необходимо иметь в виду, что одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Кроме того, дети склонны к высоким достижениям, могут и не проявлять их сразу, но иметь потенции к ним в любой из областей деятельности или в их сочетании.
Поэтому работа ДОО по выявлению одаренности у воспитанников должна отвечать следующим требованиям:
- ступенчатости;
-разнообразия методов – важно использовать множество источников информации;
-динамичности – необходимо анализировать процесс развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.
Выявление одаренности предполагает организацию психолого – педагогического мониторинга, включающего следующие этапы (по Е. И. Щеблановой) :
1. Номинация (название) имен «кандидатов в одаренные». На заседаниях психолого –медико –педагогического консилиума педагоги обсуждают свои педагогические наблюдения и определяют, кто из воспитанников, возможно, обладает признаками одаренности. Педагогам необходимо иметь представления о признаках одаренности, их специфике в разном возрасте, чтобы заметить часто эпизодически проявляющиеся, нередко разрозненные действия детей, позволяющие предположить наличие одаренности.
2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности. После того определены дети, которые, возможно, имеют признаки одаренности, организуется целенаправленное изучение особенностей их в деятельности на основании данных стандартизированных наблюдений. Участие в наблюдениях принимают все педагоги, работающие с ребенком. Результаты наблюдений обсуждаются на заседаниях ПМПк ДОО, формируется комплексное представление об особенностях развития воспитанников.
3. Изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений. На данном этапе педагоги ДОО организуют диалог с родителями ребенка с целью получить сведения о семейной микросреде, раннем развитии ребенка, его интересах и необычных способностях, проявляющихся в домашних условиях, с помощью бесед, анкет, интервью.
4. Оценка особенностей развития ребенка педагогами и родителями как экспертами; полученные сведения о потенциальности одаренности, не проявляющейся пока достижения. На заседаниях ПМПк соотносят данные о ребенке, полученные от родителей и педагогов.
На следующих этапах организуется работа непосредственно с ребенком.
5. Самооценка способностей, мотивация, интересов, успехов с помощью самоотчетов, собеседования.
6. Включение детей в специальные игровые и проблемно –ориентированные занятия.
7. Оценка работ, продуктов деятельности ребенка, прежде всего результатов творчества, например с использованием метода портфолио.
8. Психологическое тестирование.
9. Вся полученная информация кумулируется, обсуждается, и на заседании ПМПк делается вывод о наличии признаков одаренности у конкретного ребенка. Составляется комплексная психолого – педагогическая характеристика одаренного ребенка.
Если предположение подтверждается, то для ребенка проектируется индивидуальный образовательный маршрут, также утверждаемый ПМПк. Если предположение не подтверждается, за ребенком продолжают вести наблюдение, поскольку могут иметь место либо потенциальная одаренность, либо способности, которые также необходимо развивать.
Следует выделить качественные критерии, по которым можно идентифицировать ребенка как одаренного (или не одаренного) :
-критерий достижений, которые ребенок имеет в каких – либо видах деятельности;
-критерий результативности в выполнении специальных заданий и тестов (психометрический критерий);
-критерий потенциальных возможностей, определяемый на основе специальных методик;
-критерий заинтересованности, увлеченности, потребности в какой – либо деятельности;
-критерий креативности (нестандартности) принимаемых решений или выполняемых действий.
При выявлении одаренных детей дифференцируются :
-актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
-особенности конкретных проявлений одаренности в различных видах деятельности, протекающих в конкретных условиях;
-уровень достижений.
Таким образом, обеспечивается выявление признаков одаренности не только по отношению к уровню актуального развития ребенка, но с учетом зоны его ближайшего развития.
Методы и методики диагностики одаренности зависят от возраста дошкольников.
В отношении детей 3-4 лет используют метод стандартизированного наблюдения и экспертных оценок проявлений детского развития родителями и педагогами.
С 4 лет добавляется метод проблемных ситуаций игрового или предметно – практического характера, создающий условий для объективации проявлений одаренности в результатах деятельности.
С 5 лет предполагается также проведение психологической диагностики, направленной на изучение не отдельных познавательных процессов (памяти, воображения, аналитико – синтетических умений и пр., а интегративных качеств интеллектуального развития, в своей основе имеющих показатель креативности, а также эмпатию и эмоциональность.