Людмила Матвеева
Модель организации образовательного процесса с помощью современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Модель организации образовательного процесса с помощью современных технологий
Уже на протяжении десятилетий моделирование является одним из самых актуальных методов научного исследования, широко применяется в педагогических изысканиях. Метод моделирования даёт возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании - сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций.
Публикация «Модель организации образовательного процесса с помощью современных технологий» размещена в разделах
Раскрытие понятия «педагогическое моделирование» необходимо начать с определения термина «модель». Модель –представляет собой искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению, отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Условно модели можно подразделить на три вида:
-физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);
-вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала);
-логико- семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).
Между названными типами моделей нет чётких разграичений. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленнях нами видов. Далее нам следует остановиться на понятии «моделирование», представляющем собой процесс создания, исследования и использования моделей. Для создания моделей человек использует два типа «материалов» – средства самого сознания и средства окружающего материального мира, именно по этой причине модели делятся на абстрактные и предметные. Разнообразны и формы моделирования, которые зависят от используемых моделей и сферы их непосредственного применения. По характеру моделей традиционно выделяется предметное и знаковое моделирование.
Рассматривая проблему значимости моделирования в практической педагогике, целесообразно обратиться к функциям моделирования: дескриптивной, прогностической и нормативной. Дескриптивная функция заключается в абстрагировании модели, что позволяют достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы. Эффективные в этом отношении модели становятся компонентами научных теорий и являются доступным средством отражения содержания последних. Прогностическая функция моделирования отражает его возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем, то есть узнать «что будет?». Нормативная функция моделирования позволяет ответить на вопрос «как должно быть?» и не только описать существующую систему, но и построить ее нормативный образ – желательный с точки зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями.
Современная педагогика и дидактика не может обойтись без метода моделирования, что доказано опытом как педагогов-теоретиков, так и педагогов- практиков. В педагогической науке принято моделировать как содержание образования, так и учебную деятельность.
С позиции целевой направленности в педагогике выделяются следующие виды моделей:
-учебные модели – это наглядные пособия, различные тренажёры, обучающие программы;
-опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Такие модели называют также натурными и используют для изучения объекта и прогнозирования его будущих характеристик;
-научно-технические модели создают для исследования процессов и явлений;
-игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры, воссоздающие поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учётом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника;
-имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют её. Эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами, но поставленными в разные условия.
Таким образом, моделирование тесно связано с глубоким познанием сущности учебно-воспитательных явлений и процессов, углублением теоретических основ исследования. Метод моделирования открывает для педагогической науки пути математической выверенности педагогических процессов и содержит в себе огромный потенциал.
На основе изученного теоретического материала разработана модель организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с помощью современных технологий.
Целью данной модели является, теоретически доказать и экспериментально проверить возможности организации образовательного процесса в ДОУ с помощью современных технологий.
При разработке модели организации образовательного процесса с помощью современных технологий в дошкольном образовательном учреждении, учитывалось, что деятельность педагога только в исключительных случаях может проходить в отрыве от коллектива, в котором педагог работает. Педагогический коллектив – представляет собой систему, которая, с одной стороны, во многом зависит от суммы качеств индивидуумов, а с другой, выявляет и развивает потенциал как коллектива, так и отдельного педагога в частности. Теоретической основой формирования новой модели организации образовательного процесса с помощь современных технологий в образовательным учреждением являются учения о педагогической и психологической теории управления Н. А. Витке, М. М. Поташник, В. И. Зверевой, В. С. Лазаревой, Д. Карнеги; системная концепция нововведений Н. И. Лапина, А. И. Пригожего, Б. В. Сазонова.
Разработанная модель организации образовательного процесса с помощь современных технологий в ДОУ, раскрывает наиболее общее представление об организации и осуществлении образовательного процесса и представляет собой единство мотивационного, содержательно-операционного и творческого компонентов:
Мотивационный: проявления интереса к организации образовательного процесса с помощью современных технологий;
Творческий: проявление креативных способностей во время организации образовательной деятельности;
Содержательно-операционный: проявление высокой умственной активности, способность моделировать нестандартные ситуации.
Рассмотрим некоторые основные подходы к решению рассматриваемой проблемы:
Системный;
Системный подход предполагает, что процесс управления - это выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций и предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формулируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются средства, осуществляется контроль.
С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими её связями и отношениями, а также согласования деятельности всех её подсистем.
Данный подход раскрывается в работах В. С. Голициной, М. В. Корепановой, Л. С. Марковой и др.
Системный подход открывает возможность для более полного учёта информации, обобщения опыта, коллективного обсуждения, широкого привлечения актива к управлению, целенаправленного планомерного управления с использованием всех звеньев сложного педагогического коллектива. Системное видение действительности, по Л. С. Марковой, - особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций (планово - прогностическая, аналитическая, контроля, регулирования).
Личностно-ориентированный;
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности педагога, развития его неповторимой индивидуализации. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Компетентностный подход;
Компетентностный подход связан с заказом на образование со стороны работодателей. Главная задача компетентностного подхода является выяснить и включить в образовательную траекторию то, без чего подготовка специалиста не может состояться, что необходимо и достаточно знать и уметь делать специалисту. Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Деятельностный;
Деятельностный подход-это: субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Это подход к организации образовательного процесса. в котором на первый план выходит проблема самоопределения педагога.
Принципы:
-научности;
Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации образовательной деятельности, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Я. А. Коменским. В дальнейшем, с повышением роли знаний в практической деятельности человечества, в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности и в систему образования.
-наглядности;
Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я. А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них.
-развивающего обучения;
Обучение должно вести за собой развитие – данное положение Л. С. Выготского лежит в основе организации взаимодействия педагога и ребенка. Суть заключается в том, что обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его.
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.
Это означает, что педагог может и должен использовать самые разнообразные формы организации образовательного процесса: семинары-практикумы, проекты, а также различные способы взаимодействия в организации образовательного процесса: индивидуальную работу, работу в малых и больших группах.
Разработанные в исследовании педагогические условия обеспечивают эффективное формирование готовности педагогов к применению современных технологий в организации образовательного процесса:
-Обеспечение мотивационно-ценностного отношения педагогов ДОУ к организации образовательного процесса в ДОУ с помощью современных технологий.
-Создание инновационной среды для реализации современных технологий.
-Знание педагогами современных технологий.
Познавательный этап.
Цель: Дать понятие об организации образовательного процесса с помощью современных технологий;
Содержание работы:
-проведение семинаров-практикумов для воспитателей;
-уточнение целей и направлений корректирующего, планирования основных этапов работы по формированию умений у педагогов организации образовательного процесса с помощью современных технологий;
-конструирование решения проблемы формирования умений у педагогов организации образовательного процесса с помощью современных технологий;
Результат:формирование представлений воспитателей и заведующих ДОУ об организации образовательной деятельности с помощью современных технологий.
Деятельностный этап.
Цель:проверка эффективности модели организации образовательного процесса с помощью современных технологий в дошкольном образовательном учреждении;
Содержание работы:
- мастер- класс по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе;
- Конференции на тему: «Информационные технологии и их использование»;
-Вебинары на тему: «Современные технологии организации образовательного процесса»;
- Взаимообмен опытом организации образовательного процесса;
- Проведение открытых занятий, создание проектов;
-Разработка программ и планов.
Результат: сформированность достаточного уровня организации образовательного процесса с помощью современных технологий.
Практический этап.
Цель:Обобщение полученных результатов организации образовательного процесса в ДОУ с помощью современных технологий.
Содержание работы:анализ использования современных технологий в организации образовательного процесса в ДОУ.
Результат: сформированность высокого уровня организации образовательного процесса с помощью современных технологий.
Педагогические условия:
-Обеспечение мотивационно-ценностного отношения педагогов ДОУ к организации образовательного процесса в ДОУ с помощью современных технологий.
- Создание инновационной среды для реализации современных технологий.
- Знание педагогами современных технологий.
Мы предпологаем, что уровень развития дошкольного образовательного учреждения зависит от уровня использования современных технологий в организации образовательного процесса педагогическим коллективом и каждого педагога в отдельности. Для успешного использования в дошкольном образовательном учреждении современных технологий необходима целостная система управляющих воздействий, направленная на организацию образовательного процесса.
Выводы
На основе изученного теоретического материала разработана модель организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с помощью современных технологий. Разработанная модель позволит провести педагога от актуализации профессиональных затруднений и формирования потребности в развитии профессионализма до осознанного выбора и освоения современных технологий, ликвидирующих эти затруднения, а также подготовить весь педагогический коллектив к организации образовательного процесса с помощью современных технологий.
Список использованной литературы:
1. Атемаскина, Ю. В., Богословец, Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методичкское пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богословец. – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011,-С. 112.
2. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация [Текст] : метод. пособие / С. А. Бешенков. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – С. 336 .
3. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование [Текст] : монография / А. Н. Дахин. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. – С. 230.
4. Сатторов, Ш. Н. Методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю [Текст] / Ш. Н. Сатторов, У. М. Ярлакбаев // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 398-400.
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К. Селевко. - Москва: «Народное образование» 1998.
6. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании/ Т. В. Хабарова. — СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- С. 80.