МААМ-картинки

Модель организации образовательного процесса с помощью современных технологий

Людмила Матвеева
Модель организации образовательного процесса с помощью современных технологий

Модель организации образовательного процесса с помощью современных технологий

Уже на протяжении десятилетий моделирование является одним из самых актуальных методов научного исследования, широко применяется в педагогических изысканиях. Метод моделирования даёт возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании - сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций.

Публикация «Модель организации образовательного процесса с помощью современных технологий» размещена в разделах

Раскрытие понятия «педагогическое моделирование» необходимо начать с определения термина «модель». Модель –представляет собой искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению, отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Условно модели можно подразделить на три вида:

-физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);

-вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала);

-логико- семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).

Между названными типами моделей нет чётких разграичений. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленнях нами видов. Далее нам следует остановиться на понятии «моделирование», представляющем собой процесс создания, исследования и использования моделей. Для создания моделей человек использует два типа «материалов» – средства самого сознания и средства окружающего материального мира, именно по этой причине модели делятся на абстрактные и предметные. Разнообразны и формы моделирования, которые зависят от используемых моделей и сферы их непосредственного применения. По характеру моделей традиционно выделяется предметное и знаковое моделирование.

Рассматривая проблему значимости моделирования в практической педагогике, целесообразно обратиться к функциям моделирования: дескриптивной, прогностической и нормативной. Дескриптивная функция заключается в абстрагировании модели, что позволяют достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы. Эффективные в этом отношении модели становятся компонентами научных теорий и являются доступным средством отражения содержания последних. Прогностическая функция моделирования отражает его возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем, то есть узнать «что будет?». Нормативная функция моделирования позволяет ответить на вопрос «как должно быть?» и не только описать существующую систему, но и построить ее нормативный образ – желательный с точки зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями.

Современная педагогика и дидактика не может обойтись без метода моделирования, что доказано опытом как педагогов-теоретиков, так и педагогов- практиков. В педагогической науке принято моделировать как содержание образования, так и учебную деятельность.

С позиции целевой направленности в педагогике выделяются следующие виды моделей:

-учебные модели – это наглядные пособия, различные тренажёры, обучающие программы;

-опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Такие модели называют также натурными и используют для изучения объекта и прогнозирования его будущих характеристик;

-научно-технические модели создают для исследования процессов и явлений;

-игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры, воссоздающие поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учётом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника;

-имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют её. Эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами, но поставленными в разные условия.

Таким образом, моделирование тесно связано с глубоким познанием сущности учебно-воспитательных явлений и процессов, углублением теоретических основ исследования. Метод моделирования открывает для педагогической науки пути математической выверенности педагогических процессов и содержит в себе огромный потенциал.

На основе изученного теоретического материала разработана модель организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с помощью современных технологий.

Целью данной модели является, теоретически доказать и экспериментально проверить возможности организации образовательного процесса в ДОУ с помощью современных технологий.

При разработке модели организации образовательного процесса с помощью современных технологий в дошкольном образовательном учреждении, учитывалось, что деятельность педагога только в исключительных случаях может проходить в отрыве от коллектива, в котором педагог работает. Педагогический коллектив – представляет собой систему, которая, с одной стороны, во многом зависит от суммы качеств индивидуумов, а с другой, выявляет и развивает потенциал как коллектива, так и отдельного педагога в частности. Теоретической основой формирования новой модели организации образовательного процесса с помощь современных технологий в образовательным учреждением являются учения о педагогической и психологической теории управления Н. А. Витке, М. М. Поташник, В. И. Зверевой, В. С. Лазаревой, Д. Карнеги; системная концепция нововведений Н. И. Лапина, А. И. Пригожего, Б. В. Сазонова.

Разработанная модель организации образовательного процесса с помощь современных технологий в ДОУ, раскрывает наиболее общее представление об организации и осуществлении образовательного процесса и представляет собой единство мотивационного, содержательно-операционного и творческого компонентов:

Мотивационный: проявления интереса к организации образовательного процесса с помощью современных технологий;

Творческий: проявление креативных способностей во время организации образовательной деятельности;

Содержательно-операционный: проявление высокой умственной активности, способность моделировать нестандартные ситуации.

Рассмотрим некоторые основные подходы к решению рассматриваемой проблемы:

Системный;

Системный подход предполагает, что процесс управления - это выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций и предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формулируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются средства, осуществляется контроль.

С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими её связями и отношениями, а также согласования деятельности всех её подсистем.

Данный подход раскрывается в работах В. С. Голициной, М. В. Корепановой, Л. С. Марковой и др.

Системный подход открывает возможность для более полного учёта информации, обобщения опыта, коллективного обсуждения, широкого привлечения актива к управлению, целенаправленного планомерного управления с использованием всех звеньев сложного педагогического коллектива. Системное видение действительности, по Л. С. Марковой, - особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций (планово - прогностическая, аналитическая, контроля, регулирования).

Личностно-ориентированный;

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности педагога, развития его неповторимой индивидуализации. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Компетентностный подход;

Компетентностный подход связан с заказом на образование со стороны работодателей. Главная задача компетентностного подхода является выяснить и включить в образовательную траекторию то, без чего подготовка специалиста не может состояться, что необходимо и достаточно знать и уметь делать специалисту. Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Деятельностный;

Деятельностный подход-это: субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Это подход к организации образовательного процесса. в котором на первый план выходит проблема самоопределения педагога.

Принципы:

-научности;

Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации образовательной деятельности, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Я. А. Коменским. В дальнейшем, с повышением роли знаний в практической деятельности человечества, в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности и в систему образования.

-наглядности;

Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я. А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них.

-развивающего обучения;

Обучение должно вести за собой развитие – данное положение Л. С. Выготского лежит в основе организации взаимодействия педагога и ребенка. Суть заключается в том, что обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его.

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.

Это означает, что педагог может и должен использовать самые разнообразные формы организации образовательного процесса: семинары-практикумы, проекты, а также различные способы взаимодействия в организации образовательного процесса: индивидуальную работу, работу в малых и больших группах.

Разработанные в исследовании педагогические условия обеспечивают эффективное формирование готовности педагогов к применению современных технологий в организации образовательного процесса:

-Обеспечение мотивационно-ценностного отношения педагогов ДОУ к организации образовательного процесса в ДОУ с помощью современных технологий.

-Создание инновационной среды для реализации современных технологий.

-Знание педагогами современных технологий.

Познавательный этап.

Цель: Дать понятие об организации образовательного процесса с помощью современных технологий;

Содержание работы:

-проведение семинаров-практикумов для воспитателей;

-уточнение целей и направлений корректирующего, планирования основных этапов работы по формированию умений у педагогов организации образовательного процесса с помощью современных технологий;

-конструирование решения проблемы формирования умений у педагогов организации образовательного процесса с помощью современных технологий;

Результат:формирование представлений воспитателей и заведующих ДОУ об организации образовательной деятельности с помощью современных технологий.

Деятельностный этап.

Цель:проверка эффективности модели организации образовательного процесса с помощью современных технологий в дошкольном образовательном учреждении;

Содержание работы:

- мастер- класс по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе;

- Конференции на тему: «Информационные технологии и их использование»;

-Вебинары на тему: «Современные технологии организации образовательного процесса»;

- Взаимообмен опытом организации образовательного процесса;

- Проведение открытых занятий, создание проектов;

-Разработка программ и планов.

Результат: сформированность достаточного уровня организации образовательного процесса с помощью современных технологий.

Практический этап.

Цель:Обобщение полученных результатов организации образовательного процесса в ДОУ с помощью современных технологий.

Содержание работы:анализ использования современных технологий в организации образовательного процесса в ДОУ.

Результат: сформированность высокого уровня организации образовательного процесса с помощью современных технологий.

Педагогические условия:

-Обеспечение мотивационно-ценностного отношения педагогов ДОУ к организации образовательного процесса в ДОУ с помощью современных технологий.

- Создание инновационной среды для реализации современных технологий.

- Знание педагогами современных технологий.

Мы предпологаем, что уровень развития дошкольного образовательного учреждения зависит от уровня использования современных технологий в организации образовательного процесса педагогическим коллективом и каждого педагога в отдельности. Для успешного использования в дошкольном образовательном учреждении современных технологий необходима целостная система управляющих воздействий, направленная на организацию образовательного процесса.

Выводы

На основе изученного теоретического материала разработана модель организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с помощью современных технологий. Разработанная модель позволит провести педагога от актуализации профессиональных затруднений и формирования потребности в развитии профессионализма до осознанного выбора и освоения современных технологий, ликвидирующих эти затруднения, а также подготовить весь педагогический коллектив к организации образовательного процесса с помощью современных технологий.

Список использованной литературы:

1. Атемаскина, Ю. В., Богословец, Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методичкское пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богословец. – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011,-С. 112.

2. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация [Текст] : метод. пособие / С. А. Бешенков. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – С. 336 .

3. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование [Текст] : монография / А. Н. Дахин. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. – С. 230.

4. Сатторов, Ш. Н. Методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю [Текст] / Ш. Н. Сатторов, У. М. Ярлакбаев // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 398-400.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К. Селевко. - Москва: «Народное образование» 1998.

6. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании/ Т. В. Хабарова. — СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- С. 80.

Публикации по теме:

Использование новых педагогических технологий при организации образовательного процесса Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Индивидуально-дифференцированный подход в организации коррекционно-образовательного процесса ФГОС ДО определяет одним из качеств основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ» Проблема планирования является актуальной и сложной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением. Планирование в нашем МКДОУ «Детский сад.

Консультация на тему: «Мультисенсорный подход к организации образовательного процесса в ДУЗ» .

Модель воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе Понедельник УТРО 7.00-7.05 Коммуникативная. Приём детей на свежем воздухе. Взаимодействие с родителями. 7.05-7.25 Коммуникативная. Общение.

Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС Если говорить о изменениях, которые произошли в дошкольном образовании с появлением Федерального государственного стандарта, то можно отметить.

Презентация Интегративная модель организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС Данная презентация поможет ДОУ определить свою модель образовательного процесса в соответствии с принципами интеграции. Рассматриваются.

Применение современных инновационных технологий в организации образовательного процесса и обучении детей с ОВЗ При применении современных инновационных технологий как в организации образовательного процесса, так и в обучении детей с ОВЗ, используются:.

Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса Новые документы в области дошкольного образования ориентируют педагога ДОУ на пересмотр не только содержания образовательного процесса,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель организации образовательного процесса с помощью современных технологий
Опубликовано: 18 июня 2016 в 11:47
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД