МААМ-картинки

Моделирование как средство развития речи детей дошкольного возраста

Людмила Чмыхова
Моделирование как средство развития речи детей дошкольного возраста

Метод моделирования.

Как его можно использовать при обучении детей безопасности?

Сегодня мы продолжим тему моделирования и на нашем семинаре-практикуме и рассмотрим возможности использования этого метода в работе с детьми дошкольного возраста в области речевого развития.

В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.

Публикация «Моделирование как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Леонидом Абрамовичем Венгером, Даниилом Борисовичем Элькониным и Натальей Алексеевной Ветлугиной.

Что же такое моделирование? (слайд №2)

Моделирование - наглядно-практический метод обучения.

Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

Что дает моделирование? (слайд №3)

• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Сегодня мы поделимся опытом работы, как можно использовать наглядное моделирование в формировании связной речи у детей дошкольного возраста.

И рассмотрим виды моделей :

(слайд №4)

Условно модели делятся на три группы:

1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

(показать игры, «Сказочную деревню»)

2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

(слайд №5,6,7)

(слайд №8)

Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания ( лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).

Предшествуют игры: «Что бывает круглым, (такого же цвета?» или «Что на что похоже?»

Цвет может указывать и на характер (цветное – добрый, черный – злой).

Попробуем вместе с вами составить сказку.

Я начну, а вы придумаете продолжение, что могло случиться с героями и обязательно придумаем окончание сказки.

Жили-были…

Куда могут пойти наши герои?

Что там может случиться с ними?

Кого они там встретили?

Какой (ая) он (она) был (а?

Где он живет?

Что сделал (сказал?

Чем закончилась история? (ведь добро всегда побеждает зло)

Предлагаю еще раз вспомнить эту историю вместе (3 чел - начало, середина, окончание).

(показать игру «Сам себе сказочник»)

Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

1 слайд

Моделирование, как средство развития речи дошкольников

2 слайд

«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей.

«Модель» - это любой образ какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя.

«Наглядное моделирование» - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

3 слайд

Что дает моделирование?

вызывает у детей интерес;

облегчает запоминание и усвоение материала;

систематизирует знания.

4 слайд

Виды моделей

1. предметные

2. предметно-схематичные

3. графические

5 слайд

Символические изображения предметов

Силуэты

Контуры

Пиктограммы

6 слайд

7 слайд

Опорные картинки:

Предметные картинки

Сюжетные картинки

Серии сюжетных картинок

8 слайд

Геометрические фигуры

9 слайд

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 13:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД