Получи документы

Моделирование сказок как средство развития связной речи детей

Светлана Сулейманова
Моделирование сказок как средство развития связной речи детей

Моделирование сказок, как средство развития связной речи детей

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается

в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: "Есть все фактические

Публикация «Моделирование сказок как средство развития связной речи детей» размещена в разделах

и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,эмоций

и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".

В процессе работы с дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи рассказывание детей.

Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем,что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углубления работы я выбрала тему "Развитие связной речи детей" .Из всех существующих приёмов обучения рассказыванию самым современным, по - моему, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности-это русская народная сказка.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.

Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чув ства и стремления. К. И. Чуковский писал,что цель сказочника, и в первую

очередь народного-"воспитывать в ребёнке человечность-эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям,

радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу,как свою" .В действиях и поступках сказочных героях противопоставляется

трудолюбие-ленивости, добро-злу, храбрость-трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны :отзывчивость, любовь

к труду, смелость. Дети радуются,когда торжествует добро, облегчённо вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает

развязка. Е. А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в

том,что рассказчик передаёт содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием

достигается особая непосредственность восприятия. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т. к.

очень важно передать своеобразие жанра сказки. Сказки динамичны и то время, напевны. Быстрота развёртывания событий в них

великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов,образных

выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку. В большинстве своём сказки велики по

объёму,и запомнить их детям не легко. Поэтому, прежде чем приступить к работе над рассказыванием, важно определить на каком уровне

находится связная речь детей. Наметить последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания

и соответствием временам года. Работать над произношением, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарь детей, развивать

грамматический строй, связную выразительность речи. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию

прочитанной сказки, развивать у детей мышление и воображение,эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей. Учить

уметь сознавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по

заместителям. Развивать умение подбирать заместители по цвету, форме,величине,х арактеру персонажа сказки. Развивать понимание

сказки на основе построения наглядной модели,уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки,но и отдельных

эпизодов. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Работа со сказкой включает в себя три основных направления:

1)Знакомство со сказкой.

2)Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности,ознакомление детей со средствами художественной

выразительности,развитие звуковой стороны речи,словаряграмматического строя,выразительности речи.

Это направление включает в себя следующие виды работы:

а)выделение в литературном произведении эпитетов,сравнений,и их активное использование детьми в описании предметов,пересказе

сказок,сочинений историй;

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков:цвет,форма,величина,материал;и не наглядных-грустный,веселый и т. д.

Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.

в)обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного;описания картинок,игрушек,

персонажей сказок по вопросам воспитателя, так же выразительное чтение детям стихов,игры-драматизации по произведениям

детской литературы с индивидуальными ролями,требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

3)Развитие умственныхспособностей-задания на развитие мышления и воображения:

а)формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные

ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);

б)развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки.

Сначала использовать готовую пространственную модель,а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные

модели при пересказе,сочинении сказок.

в)развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Существует три вида моделирования сказки :

1 сериационный;

2 двигательный;

3 временно-пространственный.

В средней группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде,чем приступить к такой сложной

для детей работе, начала с простого-сериационного вида моделирования. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям

кумулятивных сказок :"Репка" и "Курочка-Ряба".Дети вспомнили и назвали персонажей сказок,уточнили,сколько героев в этих сказках,

во что одеты,какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этих сказок,выкладывали мозаику из отдельных кусочков сказки,

обыгрывали сказку,спользуя настольный театр. К сказке "Репка" мы отобрали для шести персонажей полоски одинакового цвета,

но разной величины (от самой высокой до самой низкой,репка была жёлтым кругом. Дети быстро выложили сказку и рассказали её без

труда. К сказке "Курочка Ряба" мы выбрали в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета,и каждую

фигурку соотносили с персонажем сказки. Эта работа проводилась в сентябре.

В октябре я перешла к более сложному виду моделирования-двигательному. Вспомнили с детьми знакомые сказки :"Теремок"и

"Заюшкина избушка".По этим сказкам была проведена большая предварительная работа:рассматривались иллюстрации,обыгрывались

наиболее сложные для рассказывания эпизоды той и другой сказки. Я использовала присказку :

"Лиса по лесу ходила,

Звонки песни заводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела-это ещё присказка.

А сказка дальше пойдёт".

Дети отмечали,что эту присказку можно отнести к сказке "Заюшкина избушка" и "Лисичка-сестричка и серый волк".Ребята уточняли,

сколько героев в данной сказке,во что одеты герои,какого цвета одежда. К сказке "Заюшкина избушка" мы взяли круги одинакового

размера,но разного цвета. Вместе с детьми выбирали заместители к каждому герою,объясняли свои действия. Для героев сказки "Теремок"

мы отобрали сначала круги,а потом квадраты разного цвета и размера,постепенно увеличивающихся от маленького к большому. С помощью

условных заместителей дети быстро составили модели сказок,последовательно и самостоятельно их рассказали,старались подражать

голосам животных.

Использовать моделирование возможно не только в рассказывании сказок,но и в составлении описательных рассказов по окружающему миру,

при ознакомлении с дикими и домашними животными,и т. д.

Стоит отметить,что модели очень помогают в развитии связной речи детей,развивают память и воображение,а так же наблюдательность.

В процессе своей работы я отметила,что дети стали активнее использовать в речи антонимы,синонимы,сравнения,прилагательные. На

вопросы воспитателя стали отвечать полными,выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки,

пытаются составлять свои сказки и истории.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МНЕМОТЕХНИКА, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»Цель: - познакомить педагогов с.

Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Моделирование как средство развития речи у дошкольников». Цель: показать приемы.

План по самообразованию «Игра-драматизация как средство развития связной речи детей трех лет» План самообразования воспитателя С. Д. Соколовой. Игра - драматизация как средство развития связной речи детей 3 лет. Актуальность Развитие.

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной.

Консультация «Сказкотерапия, как средство развития связной речи» Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует.

Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Театральная деятельность, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности.

Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Работая с детьми с ОНР старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование сказок как средство развития связной речи детей
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 18:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД