Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми 2–4 лет

Людмила Карепова
Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми 2–4 лет

Карепова Л. Ю. учитель дошкольного учреждения ” Raadiku”, г. Таллинн, 2017

Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми 2–4 лет

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т. е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной. Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность.

Мнемотаблицы или мнемосхемы - это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.

Мнемотаблицы в детском саду используются для следующих целей:

*Расширение объема словарного запаса.

*Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.

*Облегчение процесса заучивания стихов.

Как это работает?

Мнемотехника задействует природные механизмы памяти и позволяет контролировать эффективность запоминания, хранения и воспроизведения необходимой информации. В качестве примера можно привести известную всем с детства фразу, с помощью которой мы запоминали очередность цветов радуги (Каждый Охотник Желает Знать). Так, заучивая стих с помощью мнемотаблицы в детском саду, малыш на каждую строчку должен придумать и нарисовать картинку, схематически зарисовывая все стихотворение. После этого, применяя выполненные им иллюстрации, он сможет воспроизвести все стихотворение наизусть. На первых этапах обучения необходимо использовать готовые мнемосхемы, а когда ребенок научится по ним работать, можно предложить ему сделать рисунки самостоятельно.

На сегодняшний день многие центры развития детей успешно используют мнемотехнику в своей работе. Но в то же время, экспериментируя с упражнениями, не стоит забывать о том, что перегружать память очень вредно, особенно это касается заучивания недоступных для ребенка вещей, с которыми он никогда не встречался на практике. Все это вызовет у малыша тревогу, напряжение и беспокойство.

Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

В своей работе я тоже применила мнемотаблицы, некоторые варианты своих таблиц хочу Вам показать. Стихи для детей 2 — 4 года по лексическим темам:

"Цвета"

"Красный»

Малина – ягода сладкая,

Смородина – ягода кислая, 

Клубника – ягода вкусная,

И каждая ягода – красная.

(М. Китаева)

*Можно использовать к теме Ягоды.

Эта мнемотаблица для "Цветной недели"

«Зеленый»

Зеленый кузнечик на скрипке играл,

— Ква-ква!- лягушонок ему подпевал.

Зеленая сверху на них стрекоза

Смотрела, раскрыв изумленно глаза.

«Синий»

В синем море — островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок —

Синий-синий василек.

«Желтый»

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

«Времена года»

Ю. Симбирская

«Зима»

ЗИМА рисует дерево

Простым карандашом.

И выглядит растерянной

Берёза нагишом.

«Лето, лето красное.»

Лето, лето красное,

Солнечное, ясное,

С ягодами, травами,

Речками, дубравами,

Дождиком весёлым,

Радугой над долом –

Лето, лето, не спеши

Уходить за камыши!

(И. Волознев)

«Дарит песенки весна»

Дарит песенки весна,

Раздаёт улыбки,

И на встречу ей со дна

Выплывают рыбки.

(Т. Белозёров)

«Осень»

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

осенью зовется.

(М. Ходякова)

Это начало моей работы над мнемотаблицами, в будущем их будет больше на разные темы.

Спасибо за Ваше внимание!

Публикации по теме:

Использование мультимедийных презентаций для заучивания с дошкольниками стихотворных текстов Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу, расширяет кругозор, прививает навыки правильного употребления слов, рифма.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворенийМнемотаблицы для заучивания стихотворений Мастер класс: "Мнемотаблицы для заучивания стихотворений" Сегодня хочу предоставить вашему вниманию мнемотаблицы, которые сделали мы с.

Методика по обучению приемов заучивания стихотворений для дошкольников Первый этап - слуховой. Это самый распространенный, который обычно и используется в детском саду; вначале с детьми заучивается отдельно каждый.

Мнемотаблицы по развитию речиМнемотаблицы по развитию речи Мнемотехника– это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Цель:организация запоминания и заучивания художественных.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Мнемотехника для заучивания стихотворенийМнемотехника для заучивания стихотворений «Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

НОД в средней группе с использованием мнемотаблицы «Осень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Солнышко» НОД в средней группе с.

Создание и использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми Мастер-класс для педагогов «Создание и использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми» Мнемотаблицы особенно эффективны.

Подборка стихов для заучивания наизусть по темам недели для подготовительной группы Впечатления о лете «Я рисую лето» П. Прануза Я и мои друзья «Про дружбу» Ю. Энтин Музей – хранитель времени «Музей» Ольга Изотова Осень.

Развлечение «Мы пришли к вам в гости, малыши!» Инсценировки стихов российских поэтов детьми средней группы. Подготовили и провели: воспитатели первой квалификационной категории Суполярина Татьяна Степановна, Каминская Светлана Васильевна Развлечение.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми 2–4 лет
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 15:06
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 ноября. Выставка «Чудо-деревьев» на МААМ

«Чудо-дерево» придумал Корней Чуковский — сказка в стихах Корнея Чуковского была написана в 1924 году. С тех пор она любима многими семьями. В ней рассказывается, как вблизи дома выросло волшебное...

20 ноября. Всемирный день ребенка

Чудо появления ребенка – самое значимое событие в нашей жизни. С рождением маленького человека каждый день окрашивается новыми красками – первая улыбка, первое слово, первый шаг. Любящие родители окружают...

Мастер-класс «Картина из соломы» по мотивам росписи Жостово
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад №5 «Рябинка» Мастер – класс для педагогов ДОУ По народно...
Дидактическая игра с цветными палочками и звонком
Авторская дидактическая игра с цветными палочками и звонком. Цель игры: развитие внимания, логического мышления, умение составлять из палочек...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с творчеством...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной деятельности...