Вера Сергеевна Морозова
Консультация «Составлению рассказов по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети требуют современных идей. Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра…
Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат нас, педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми.
Публикация «Консультация „Составлению рассказов по картине“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Отсюда, задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Это и подтолкнуло меня на поиск более эффективных путей и способов, облегчающих путь познания.
Через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы благоприятных социальных контактов и общения.
Мой практический опыт работы показывает, что труднее всего детям дается составление рассказов по картине, по серии картин на заданную тему и т. д.
Возможно, причинами является отсутствие свободного времени у родителей, засилье гаджетов, что приводит к дефициту речевого общения с детьми и как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Между тем доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Мне стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников.
Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Элементы ТРИЗ я стала использовать сначала в свободной деятельности детей, стимулируя их речь.
В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снялось чувство скованности, они преодолели застенчивость, стала лучше развиваться речь, логика, мышление.
Эти игры я использовала:
1. По кругу
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку.
2. Игра «Наоборот»
Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.
Добрый – злой; Трудолюбивый – ленивый; Вежливый – грубый; Грустный – веселый; Радостный – печальный; Сытый – голодный; Трусливый – храбрый; Вредный – полезный; Щедрый – скупой; Упрямый – покорный
3. Игра «Мои друзья»
Воспитатель: «Я – воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать».
Дети называют объекты и изображают
4. Игра «Объяснялки»
Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ, как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками…
Далее стала использовать элементы ТРИЗ на занятиях по составлению рассказа по картине.
Пошаговый метод –это описание картины по системе ТРИЗ : вычленить предметы, связать их между собой, добавить в картину звуки, запахи, тактильные ощущения.
Посмотрим на картину «Осень в лесу». Если мы спросим ребенка «Что нарисовано на картине?» у ребенка возникают сложности. Нарисовано много, все объекты и предметы переплетаются не дают сосредоточиться. При этом как знать, какой из объектов имел в виду воспитатель.
Если спросить по - другому «Кто нарисован», дети начнут перечислять живых персонажей.
Авторы методики советуют: на помощь приходит волшебник «Дели - Давай». Он в удобной для детского восприятия форме воплощает в себе понятие ТРИЗ - системность. Дели - Давай умеет все на свете делить на части и объединять. Смотрит он на человека и видит сразу все его части тела. Давайте посмотрим на окно и скажем «дели» и обнаружим, что окно состоит из рамы, стекол, креплений, на цветок и видим, что он состоит из стебля, корня, листочков. И на картину посмотрим взглядом и скажем «дели». Для этого сделаем кинокамеру: сложим ладошки вместе, чтоб получился маленький глазок, и смотрим через него, так, чтобы в глазок попал только один объект. Дети смотрят, называют, что видят и схематически это отображается на доске и обводится кружком. Мы ставим картинки : ёж, медведь, белка, заяц и т. д. Дети стараются выискать что-то такое, чего ещё не заметили другие. Всем интересно, внимание полное.
Дальше необходимо найти связи между объектами, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске.
Для этого понадобится умение волшебника «Дели - Давай» объединять. Мы картинку разобрали на части, а собрать забыли. Какие два кружочка или картинки мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить линией, с условием, что он сможет объяснить, почему так сделал. Итак, объединяем медведя и ветки, ёжика и грибы, мышку и колосок и т. д.
Дети с большим азартом ищут все новые связи. Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они смогут выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию. Самое главное, что нам не нужно напоминать детям чтобы они говорили полным предложениями. Вместо нас это сделал «Дели - Давай».
Основу рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, воображения, чтобы картинка ожила в нашем восприятии.
Далее используется прием вхождения в картину. Используются все органы чувств поочередно (детям предлагается назвать то, что они услышали) :
* я слышу звуки.
* я чувствую запахи.
* я трогаю руками и чувствую.
Копилка образных характеристик: Мишка какой? Ёжик какой? Зайчик какой? (дети характеризуют).
Наша камера с волшебником «Дели - Давай» обследовала все уголки картинки. Давайте передадим её другому волшебнику «Отставай - Забегай» он позволит нам узнать события предшествующие и последующие, найти начало и конец рассказа.
Для примера можно поговорить с детьми: мы сейчас в детском саду, а где вы были рано утром, что делали? (спали, проснулись, дальше умылись, оделись и т. д.). Вот сейчас на картине медведь несет ветки, а что он делал до этого? Фантазируйте. Что будет делать дальше?
Разные точки зрения. Здесь добиваемся, чтобы каждый ребенок использовал свои индивидуальные особенности восприятия. Какое настроение у каждого из героев картинки? Можно изменить это настроение.
У всех детей может быть своя точка зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем события с точки зрения этого героя.
В результате проделанной работы стало очевидным, что у детей появился интерес к составлению рассказов, они начинают и заканчивают свои рассказы в определенной последовательности, и оформляют их грамматически правильно, используют сложно-распространенные предложения.
Рассказы детей с использованием элементов технологии ТРИЗ стали более объемными, выразительными, с использованием антонимов, синонимов, сравнений.