Светлана Герасимова
Мотивация на совместную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность-это специфический вид активности двух или более индивидов, направленный на решения поставленной цели, путем полного или частичного взаимодействия.
Для того чтобы смотивировать человека на совместную деятельность нам важно понять, что же собой представляет мотивация вообще.
Мотивация в психологии обозначает совокупность побуждении, формирующих и определяющих активность индивида, как систему факторов, определяющих поведение и как процесс образования мотивов, которые стимулируют и поддерживаю поведенческую активность на заданном уровне.
Публикация «Мотивация на совместную деятельность» размещена в разделах
Так, как выполнение деятельности направленно на достижение определенной цели, для того чтобы мотивировать человека на совместную деятельность необходимо, чтобы цель данной деятельности совпадала или включала в себя цель отдельного человека. Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника.
Признаки мотивирующей цели :
1. Важность целей, их соотношение с ценностями человека.
2. Ясность целей, их чёткость и конкретное описание.
3. Ясность сроков достижения цели.
4. Осознание выгоды сегодняшнего положения дел (по-чему до сих пор у нас этого нет).
5. Необходимость достижения цели (если этого не достичь.)
2) Мотивировать человека - значит затронуть наиболее важные для него интересы и дать ему возможность, шанс реализовать их в процессе работы.
По силе мотивы человека делятся : на доминирующие (которые для индивида являются главными, среднеразвитые, слаборазвитые. Сила влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность выявления этой активности, в частности — на эффективность деятельности. С силой мотива связана его устойчивость. Если она проявляется ситуативно, «здесь и сейчас», то говорят об упорстве, если устойчивость характеризует мотивационную установку, то говорят о настойчивости.
Понятие мотивация описывает отношение, существующее между действием и причиной, его объясняющим или оправдывающим. Мотивация объясняет целенаправленность действий человека, ее организованность и устойчивость, направление на достижения определенной цели.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и тому подобное. Вторичные вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, то есть являются психологическими потребность в привязанности, уважении, успехе.
Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.
«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.
Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.
3) Мотивировать группу людей на совместную деятельность.
Для мотивирования группы, которое частично совпадает с мотивированием работника, следует выяснить вид ее деятельности, ее сплоченность или, разобщенности, нацеленность на работу, ее мораль, противоречия, которые могут ее привести к распаду и т. д.
Мотивы группы людей можно ранжировать по степени их интенсивности, положив в основу теорию Маслоу.
На первой ступени проявляются самые мощные групповые мотивы, которые разделяются всеми членами.
На второй ступени мотивы не так сильны, поскольку у каждого в группе возникает стремление утвердится в конкуренции с другими, возникает гордость за свой коллектив, принадлежность к престижной группе. На третей ступени мотивы еще менее сильные, чем на предыдущей ступени, нередко характеризует группу с четко выраженными стремлениями к солидарности, и безопасности группы, образованных из страхов. Четвертая ступень порождает совместные представления на эмоциональной основе: ненависти, любви, хобби, политические взгляды и т. д. На пятой ступени оказываются группы с самыми слабыми мотивами. Это так называемые неосознанные объединения, основанные в силу устойчивых обстоятельств.
При мотивирование людей обращать внимание на то, что каждый индивид желает от совместной деятельности получить выгоду, группа в которой он работает должна оправдать ожидания. Только тогда совместная деятельность будет эффективной.
Если не мотивировать людей на общую деятельность или не удовлетворять личные мотивы работника, при объединение в группу, то деятельность становится менее эффективной и может перейти в антипатию и ненавистью.
Представление о соотношении индивидуальной и групповой мотивации дает следующая схема.