Надежда
Консультация «Мотивация учения в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
Сухомлинский Василий Александрович
В начальной школе вопрос о мотивации учения один из главных, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.
Публикация «Консультация „Мотивация учения в начальной школе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Познавательная активность характерна для всех детей, особенно поступающих в первый класс. Но со временем активность у многих детей явно уменьшается, по мере перехода из класса в класс. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам, домашнее задание часто не выполняется. На уроках дети пассивны и невнимательны. В то же время возрастная активность ищет своего выхода, внимание школьника переключается с организуемой учителем деятельности на другие дела. Порядок на уроке нарушается. Попытки его восстановить малопродуктивны. Школьники активно или пассивно сопротивляются обучению. Ученики не слушают и не видят того, что говорит и показывает учитель. Не желают думать. Легко забывают материал, пройденный на уроке.
Как же организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?
1. Способ раскрытия учебного материала.
Когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним.
2. Работа на уроке парами, группами.
Принцип набора учащихся при комплектовании групп имеет большое мотивационное значение.
3. Отношение между мотивом и целью.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно, для чего нужны те или иные знания. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов.
4. Проблемность обучения.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов и творческих заданий, исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок и т. д.
5. Опора на типичные общечеловеческие потребности.
Новое, неизвестное всегда притягивает воображение ребенка и стимулирует познание. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.
6. Использование игр и включение игровых, занимательных элементов в школьные уроки.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем.
Обычно в первый класс ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов с другой.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости.
Ещё один фактор формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать - это доброжелательный настрой урока. Для этого учителю нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. И это еще один шаг, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.