Лучший педагог года

Мотивационная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста

Юлия Юшкова
Мотивационная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста

Актуальность: Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

В настоящее время активно обсуждаются проблемы детей школьной адаптации и дезадаптации и разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений дезадаптации детей на первоначальном этапе обучения в школе

Публикация «Мотивационная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема развития мотивационной готовности к школьному обучению и ее влияние на успешность адаптации к школе относится к числу достаточно разработанных. Вместе с тем с позиции практических вопросов реализации условий, способствующих формированию высокого уровня готовности детей к обучению в школе данная проблема остаётся актуальной.

Проблема мотивационной готовности к обучению в школе интересует психологов прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, побуждаемой ею, а, следовательно, между мотивацией ученика и успешностью его адаптации к школе.

Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, который, произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, готовый к школе ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков выделяют шесть основных мотивов, достигающих максимального развития к концу дошкольного возраста, социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника; учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому; оценочные мотивы, стремление получить оценку взрослого, его одобрение и расположение; позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника; внешние по отношению к школе и учению мотивы - "я пойду в школу, потому что мама так сказала"; игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность - "Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями".

Исходя из теоретических взглядов понятие "мотивационной готовности" к школе определяется, как один из основополагающих аспектов, влияющих на успешное начало обучения и адаптацию ребенка в школе. В связи с этим мотивационная готовность понимается, как наличие познавательной активности, желание занять новую позицию - позицию школьника.

Опираясь на положения учёных мы провели своё исследование.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая нами в сентября 2015 - апрель 2016 г. была нацелена на проверку мотивационной готовности к обучению в школе детей в старшем дошкольном возрасте. Экспериментальной базой исследования являлся детский сад «Василек», г. Абакан. В исследовании приняли участие 24 ребенка 6-7 лет.

Опытно-экспериментальная работа включала три этапа:

1. Констатирующий этап, направленный на выявление уровня мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста

2. Формирующий этап был нацелен на формирование мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

3. Контрольный этап позволял оценить эффективность проведенной работы, был организован в апрель – май

Для оценки уровня мотивационной готовности к школе были проведены методики

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: методика Л. А. Венгера «Изучение внутренней позиции»; методика определения у старших дошкольников сформированности внутренней позиции школьника; методика «Веселый – грустный» (для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе) Н. И. Гуткиной; методика определения доминирования познавательного или игрового мотива ребенка Д. Б. Эльконина.

Педагогический эксперимент.

Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов

Рисунок 1. Мотивационная готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста по методике «Изучение внутренний позиции»

Как показывают результаты данной методике - 72% детей имеют высокий уровень мотивационной готовности к школе. Эта категория детей успешна справилась с заданиями. Дети четко давали ответы, на предложенные маленькие истории.

12% детей были отнесены к среднему уровню мотивационной готовности к школе, они успешно справлялись с заданиями, но иногда они были не уверены в своих ответах или затруднялись ответить.

16% мы отнесли к низкому уровню мотивационной готовности к школе, они не справились с заданиями.

Мотивационная готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя результаты, представленные в таблице 1 можно сделать вывод, что преобладающим уровнем развития мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста является высокий.

С помощью методики «Определение внутренней позиции школьника» мы выявили внутреннюю позицию дошкольника к обучению в школе. Полученные результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень сформированности внутренней позиции школьника

Как показывают результаты данной методике 83% детей имеют высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника. Эта категория детей успешна справилась с заданиями. Дети четко давали ответы, на мои вопросы.

9% детей были отнесены к среднему уровню сформированности внутренней позиции школьника, они успешно справлялись с заданиями, но иногда они были не уверены в своих ответах.

Так же 8% были отнесены к низкому уровню сформированности внутренней позиции школьника, так как не знали, что ответить на вопросы или затруднялись.

Таблица 2.

Внутренние позицию школьника готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

Анализируя результаты, представленные в таблицы №2 можно сделать вывод, что преобладающем уровнем внутренние позицию школьника готовности к школе детей старшего дошкольного возраста является высоким.

С помощью методики «Веселый - грустный» мы выявили эмоциональное отношение к предстоящему процессу обучения в школе. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Как показывают результаты данной методике 51% детей имеют положительно окрашенное эмоциональное отношение к предстоящему процессу обучения в школе. Эта категория детей во всех описанных ситуациях выбирали положительные эмоции. 29% описывали как положительные, так и отрицательные эмоции, но в большей степени у них присутствовали положительные эмоции или дети говорили, что мальчик ничего не испытывает, он обыкновенный.

20% детей характеризуя эмоциональное состояние детей на картинке выбирали отрицательные эмоции, которые говорят о возможной тревожности, неуверенности.

Таблица 3.

Характер эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе детей старшего дошкольного возраста

Анализируя результаты, представленные в таблице № 3 можно сделать вывод, что положительное эмоциональное отношение детей к обучению в школе является преобладающим в этой группе, вместе с тем есть дети, у которых наблюдается тревожность и неуверенность по отношению к успешному будущему обучению в школе.

Использование методики «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» позволило нам изучить преобладающие мотивы у детей на начало работы. Как показали результаты методики у 54 % детей группы преобладает познавательный мотив, а у 46 % детей группы - игровой. Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Доминирование познавательного или игрового мотива ребенка старшего дошкольного возраста

Таким образом можно сделать вывод что у большинства детей сформирована мотивационная готовности к школе.

Формирующий этап проходит в течение трех месяцев с марта по май 2016 года на протяжение этого времени будет использоваться: Беседы «Что такое школа», «Урок и перемена», «Что лежит в портфеле?», «Я хочу в школу, потому что…», чтение сказок «Лесная школа», «Школьные правила», рисование «Моя будущая школа», «Рисование школьника и дошкольника», сюжетно ролевая игра «Школа», «Урок и перемена», «В стране знаний», фотовыставка «Школьные годы родителей», экскурсии «В школу», «В школьную библиотеку», игра-викторина «Я будущей первоклассник».

В процессе данной деятельности мы сложим положительный интерес к обучению в школе детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Готовность детей старшего дошкольного возраста к школе Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу.

Лэпбуки о школе для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбуки о школе для детей старшего дошкольного возраста В сентябре в подготовительной группе была тематическая неделя "День знаний". Мы предложили родителям изготовить развивающие игры на эту.

Мотивационная готовность детей к школе. Формирование внутренней позиции школьника Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен.

Мотивационная и волевая готовность к обучению Мотивационная готовность включает в себя стремление идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Говоря о мотивации, мы говорим.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке»Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Колосок» муниципального образования город-курорт Анапа.

Программа профессионального саморазвития «Мотивационная готовность детей подготовительной группы к школьному обучению» Актуальность темы: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог.

Психологическая готовность детей к школе Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно, что вы нашли возможность прийти на наше мероприятие. Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению.

Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе Родительское собрание среди подготовительных групп «Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе» Здравствуйте.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Урок музыки в летней школе»Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Урок музыки в летней школе» Как жаль, что закончилось солнечное лето. Мы, конечно, отдыхали, но с пользой. В один прекрасный солнечный день детей старших групп пригласили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мотивационная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 12:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД