Лучший педагог года

Мультстудия как средство развития речи дошкольников с ОНР

Елена Сергеева
Мультстудия как средство развития речи дошкольников с ОНР

Наше дошкольное учреждение имеет статус муниципальной инновационной площадки по теме: «STEM-образование детей старшего дошкольного возраста». Тема нашего проекта: «Робототехника и мультстудия как инструмент интеллектуального и творческого развития детей старшего дошкольного возраста». В работе инновационной площадки принимают участие воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители.

Публикация «Мультстудия как средство развития речи дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Одна из функций учителя-логопеда – это коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей с ТНР. У большинства из них наблюдаются не только нарушения речи, но и недоразвитие психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, общей и мелкой моторики, пространственных представлений, снижение интереса к обучению. Применение стандартных методов развития речи не всегда оказывается достаточным. Для того чтобы заинтересовать детей, нужны нетрадиционные подходы, новые технологии. Одной из таких технологий является совместное создание мультфильма учителем-логопедом, воспитателем и детьми.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. С помощью мультипликации можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Работа над созданием мультфильма представляет собой несколько последовательных этапов:

1. Подбор или составление истории, сюжета.

В начале дети обсуждают сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами). Вопросы, поставленные детям при подготовке к съемке мультфильма, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Обсуждение сюжета будущего мультфильма. В процессе придумывания сценария идет существенное развитие воображения, формирования у детей творческих умений. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.

2. Выбор анимационной техники. Пока чаще всего мы используем кукольную и пластилиновую анимацию. В дальнейшем планируем овладеть техникой перекладки, сыпучей анимацией.

3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.

Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т. д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности – пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев. На этом этапе ребята самостоятельно выделяют персонажей сказки и в общих чертах характеризуют место действия. Затем в деталях описывают необходимую информацию (Что где растет? Как выглядит русская изба? Какую одежду носили раньше). Создаваемые для мультфильма человечки, животные, растения становятся все более выразительными и соответствуют особенностям персонажей сказки.

При создании персонажей мультфильма происходит развитие мелкой моторики рук (лепка, рисование, лего-конструирование).

4. Покадровая съёмка мультфильма осуществляется с помощью мультстудии «Я творю мир» или на цифровой фотоаппарат. Это очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая камеру с установленной точки. Один из детей, выполняет роль оператора, он занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе, а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.

5. Озвучивание фильма. Вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. Для этого нужно понять характер героя, чтобы затем голосом передать его особенности. Дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребенок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

6. Монтаж. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы, монтаж звука, оформление титров. Все части мультфильма монтирует педагог с использованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей.

7. Совместный просмотр и презентация мультфильма.

Дети с гордостью демонстрируют мультфильмы своим первым зрителям- родителям и детям других групп детского сада.

Воспитанники высказывают идеи о размещении готового мультипликационного продукта. Ведь особенно приятно, когда окружающие видят, что получилось у сверстников. Мультфильмы, созданные нашими юными мультипликаторами, демонстрировались на праздниках, родительских собраниях, использовались в образовательном процессе другими воспитателями, участвовали в творческих конкурсах, размещены на сайте детского сада.

Первая наша работа - мультфильм «Наша мама». С ним маленькие мультипликаторы приняли участие в Международном фестивале авторской детской мультипликации «Я творю мир!».

Следующий мультипликационный фильм «Выращивание кристаллов» был представлен воспитанником нашей группы как итоговый продукт исследовательского проекта на межрайонном конкурсе «Мир науки глазами детей». Ребенок стал победителем среди дошкольников.

Мультфильмы «Плохой хвостик», «Путешествие колобка», «Теремок на новый лад», «Илья-Муромец и Чудо- Юдо» так же стали участниками Международного Фестиваля авторской детской мультипликации «Я творю мир» в 2019, 2020 и 2021 году.

Создание мультфильма – это технология, позволяющая логопеду решить множество коррекционных целей и задач:

• обогащать, расширять пассивный и активный словарь (кадр, сцена, план, фон, перекладка; существительные, обозначающие названия профессий);

• автоматизировать звуки на материале лексики, употребляемой при создании анимационного фильма;

• совершенствовать просодическую сторону речи в процессе озвучки;

• развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память).

• развивать мелкую моторику, координацию движений.

• развивать творческую активность, повышать чувство значимости, дать почувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью.

• формировать умение работать в команде, строить партнёрские взаимоотношения (создать в группе отношения сотрудничества, взаимопомощи, взаимного уважения, принятия, научить слушать другого, развивать коммуникативные навыки, умение договариваться).

Заученные во время подготовки к съемке мультфильма литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Применение мультстудии как нетрадиционной технологии для развития связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья позволило сделать вывод о том, что связная речь детей, участвующих в создании мультфильмов, стала более развернутой, увеличился словарный запас, при пересказе текстов дети стали обращать внимание на детали, стали значительно меньше затрудняться при определении замысла мультфильма, последовательном изложении выбранного сюжета и его языковой реализации. В то же время в процессе коррекционной работы при использовании мультипликационных фильмов у дошкольников с речевым недоразвитием расширяются представления об окружающем мире, происходит развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных функций, в том числе внимания, памяти, воображения и др.

Таким образом, можно сделать выводы, что использование мультипликации в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР является эффективным средством коррекции и развития их речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи»Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи» На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Ученые М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина подтвердили.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мультстудия как средство развития речи дошкольников с ОНР
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 21:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД