Евтихова Ольга
Музейная педагогика для дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика для дошкольников приобретает в детском саду особое значение. Сегодня словосочетание «музейная педагогика» знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. Музейная педагогика –это практическая дисциплина, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя, в частности детей. Почему музейная педагогика стала ныне так востребована? Ответ на вопрос очевиден. Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению воспитательных и образовательных задач, т. к. налицо проблемы и негативные симптомы развития современного общества.
Публикация «Музейная педагогика для дошкольников в детском саду» размещена в разделах
Один из них - это «распад связи времён». Разные поколения не просто не находят общего языка – они пребывают в состоянии глубокой конфронтации. Нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания в другом. Мы, к сожалению, воспитываем поколение людей, не восприимчивых к наследию, поколение, которое не может отличить временное от вечного.
Также к очевидному снижению роли гуманитарного начала в жизни человека, к обеднению его духовных, эмоциональных возможностей приводит глобальная рационализация почти всех сфер жизнедеятельности, наступления массовой культуры. Искусство всё чаще заменяется псевдоискусством, уходят истинные ценности. На смену приходят мимолётные, ложные, что не может не сказаться на формировании вкуса подрастающего поколения.
Следовательно, чем раньше и легче, как бы невзначай, мы начнём приобщать детей к сфере народной культуры и высокого искусства, тем естественнее и у них будет вырабатываться «инстинкт культуры», своего рода шестое чувство, которое сделает картину, книгу, мелодию, памятник архитектуры естественной потребностью, а не скучной диковинкой, навязываемой взрослым. С помощью музейной педагогики можно вовремя воспитать в ребёнке потребность в самостоятельном выборе настоящей культуры. Не что иное, как искусство способствует гармонизации личности ребёнка, формированию эмоционального равновесия и имеет «душеобразовательное» значение.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это- общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям
Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования».
2. В дошкольном детстве закладывается основа развития человека. В детских садах используются много образовательных, учебных, общеобразовательных проектов. Одним из таких является программа истоки, с помощью которого устанавливается взаимосвязь и сотрудничество между дошкольниками младшей, средней и старшей групп с их воспитателями и родителями. Она имеет большое воспитательное значение и направлена на обогащение развития дошкольников. Продуктивная деятельность дошкольников на основе программы Парамоновой, очевидна. Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:
1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов
2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»
3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.
Главными целями программы являются:
1. Присоединение воспитанников и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.
2. Активное освоение социокультурных категорий.
3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации детей к самосовершенствованию и самоутверждению.
3. Очень интересный документальный фильм про некоторые секреты Третьяковки. Сегодня в Третьяковской галерее хранится почти 150 тысяч экспонатов. У каждого из них - своя судьба. Этот фильм раскроет семь самых удивительных загадок знаменитого музея. В фильме раскрыты тайны, связанные с картиной Алексея Венецианова "Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга", картиной Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу", картиной "Портрет неизвестного в треуголке" кисти Федора Рокотова, знаменитой картиной Василия Перова "Тройка", картиной "Портрет доктора С. П. Боткина" кисти И. Н. Крамского, картиной кисти Федора Моллера "Взятие Казани войсками Пугачева" и картиной Василия Пукирева "Неравный брак". Меня поразила история картины «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». До 1986 года, вплоть до большого ремонта галереи, картина Алексея Венецианова «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» висела на парадной лестнице. Ученые отмечали странности картины: небо было каким-то «невенециановским», а Гром-камень — основание «Медного всадника» — выглядел гораздо меньше, чем в реальности.
В 1986 году картину перенесли в депозитарий, а в 2005 году, когда галерею готовили к 150-летнему юбилею, «Петра…» отправили на плановую реставрацию. Рентгенограмма, проведенная перед реставрацией, показала, что у картины есть второй слой!
Камень на втором слое выглядит гораздо больше, а у Петра там другие глаза — «венециановские». Кроме того, отличается лицо царя. Как установили эксперты, на картине произошел разрыв холста, и реставратор, подправляя рисунок, в итоге «записал» все творение Венецианова. Сотрудники открыли нижний слой и отреставрировали. В результате картина стала подлинно венециановской.
Если пройти по залам Третьяковской галереи ночью, становится не по себе. Кажется, что знакомые персонажи сходят с полотен и начинают говорить: эта девушка выбрала богатство, но умерла в нищете, этот мальчик жил 150 лет назад, но его судьба известна. Я узнала, что Шишкин нарисовал только пейзаж - просыпающийся лес, а медведей написал второй художник – Савицкий. «Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год.
Многие россияне привыкли называть картину Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу» более прозаично — «Три медведя» — несмотря на то что на картине медведей не три, а четыре. Это связано с тем, что в советские времена продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике – а там поместились только три медведя.
Однако главная особенность картины заключается не в названии, а в подписи. Несмотря на то, что полотно написано двумя художниками, внизу стоит подпись только Шишкина.
Дело в том, что когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, поскольку в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Также считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой — сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.
Впрочем, Савицкий этому не противился и отмечал, что добровольно отказался от авторского права. Один из самых таинственных залов Третьяковки - зал иконописи. Еще при жизни Павел Третьяков завещал галерее все свои 62 иконы. Сейчас их здесь несколько сотен, и у каждой - своя особая история. Среди них - самая почитаемая и древняя икона в России - икона Владимирской Божьей матери, она хранится в домовом храме Третьяковской галереи. Этой иконе уже 900 лет, ее реставрировали неоднократно, но два лика не поновлялись ни разу. лесу",