МААМ-картинки

Музейная педагогика как эффективное средство патриотического воспитания дошкольников

Наталья Цыганкова
Музейная педагогика как эффективное средство патриотического воспитания дошкольников

В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения. Осознавая важность данной проблемы, одним из путей её решения мы видим использование музейной педагогики как эффективного средства в деле патриотического воспитания дошкольников.

Публикация «Музейная педагогика как эффективное средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб, особенно если этой деятельностью занимаются представители разных поколений.

Весомый вклад в эффективное внедрение музейной педагогики внесло анкетирование родителей, а также опрос воспитанников старшей группы, построенный на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Цель музейной педагогики - создание условий для усвоения детьми моральных, нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе, путём включения в многообразную деятельность музея.

В начале нашей деятельности мы постарались, чтобы музей привлекал внимание, выделялся из окружающей среды.

Оформили вывеску с названием музея и изображением – логотипа, который легко запоминается и присутствует во всей информационной продукции. А нахождение музея на первом этаже сделало его доступным для посетителей.

Все созданные условия способствовали прохождению областной паспортизации, и позволяют вести работу в соответствии с особенностями музейного дела.

Система и последовательность работы музея основана на взаимодействии воспитателей со специалистами нашей организации и опирается на комплексно-тематическое планирование основной образовательной программы ДО, и результаты анкетирования.

Мы разработали цикл музейно-образовательных мероприятий, которые посвящены значимым датам. Музейные встречи заняли достойное место в вариативной части основной образовательной программы организации. В соответствии с циклограммой совместно-организованной деятельности, каждую среду во второй половине дня, проходят музейные встречи с детьми старшей группы, которые рассчитаны на двухлетний период.

Каждое музейно-образовательное мероприятие реализуется в следующих этапах: информационный, развивающий и творческий. Подобное выделение условно, поскольку сами этапы изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой либо пересекаются в каких-то аспектах.

Информационный этап – это первая ступень освоения музейной информации. Несомненно, одним из важнейших условий является предварительная работа. Это означает, что ребёнок накапливает определённый объём знаний об интересующем предмете или историческом событии.

Во – первых, учитываются возрастные особенности, что предполагает применение игровых приёмов для повышения познавательной активности и создания эмоциональной атмосферы. Во – вторых, дети вовлекаются в различные виды деятельности. В результате получаем портреты защитников Отечества и создаём Книгу Памяти.

Хорошо себя зарекомендовал приём моделирования исторических событий с использованием имитационных игр. Например, игра: «О чём говорят фронтовые вещи»

Я начинаю говорить об «оживших» экспонатах, предлагаю продолжить историю, представив себе, что именно старинные вещи могут рассказать о своём прошлом, о своих прежних хозяевах. Поиграем? Начнём?

Например, : Эту фляжку дедушке Димы, тогда ещё молодому призывнику, дал его отец, когда он отправлялся защищать нашу Родину. Со слезами на глазах, отец говорил своему сыну напутственные слова. …. Я предлагаю Вам взять в руки фляжку и рассказать нам, что же говорил отец своему сыну.

Такие игры, позволяют детям, опираясь на исторические факты, совершенствовать речевую активность при объяснении причинно – следственных связей и активизируют творческую импровизацию.

Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла помогают прикоснуться к истории своей страны, края и конечно же малой Родины. Такие взаимодействия способствуют бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

На следующем этапе, в рамках подготовки мероприятий к празднованию дня Победы нами был проведён цикл музейно – образовательных экскурсий «Наши деды надевают ордена». Лейтмотив всех проводимых мероприятий – дань памяти защитникам нашей Родины.

Следует заметить, что музейными экспонатами являются семейные реликвии наших воспитанников, поэтому проявляется всплеск интереса детей, когда речь идёт не о каком-то человеке, а о родственнике сверстника. А если ребёнок сам выступит в роле экскурсовода и расскажет историю прабабушкиной фотографии или прадедушкиной медали, то такую экскурсию дети запомнят надолго.

На третьем этапе ведётся работа по осмыслению и творческому отражению полученных впечатлений. Особенно интересно состояние игровой деятельности: дети с энтузиазмом играют с сюжетно – ролевую игру «Пограничники» : организуют игровое пространство – окопы, тыл, фронтовая кухня. На речевом уровне простаивают ход сражения, распределяют роли в соответствии со званиями, а после встречи с ветеранами ВОВ делятся впечатлениями о героизме и совершённых подвигах.

Думаю, Вы согласитесь со мной, что очень важна совместная деятельность взрослых и детей, поэтому на протяжении всех этапов деятельности необходима тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, как представителями старшего поколения, в жизненном опыте которого ещё сохранились воспоминания об исторических событиях.

Родители, педагоги и выпускники с энтузиазмом помогают в сборе экспонатов и в организации музейных экспозиций. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого.

Немаловажное значение имеет для нас, эффективность музейной педагогике. Так, опираясь на целевые ориентиры, мы заметили, что наши воспитанники проявляют способность выражать собственное мнение, опираясь, на свои представления об исторических событиях и выражают гордость за достижения мысковчан и Родины в целом.

Повторное анкетирование родителей показало, что 85% считают работу детского краеведческого музея необходимо продолжать, так как отношение к историческим событиям и к старшему поколению у детей стало уважительное.

Более подробно обсудить музейную педагогику предлагаю на страницах международного образовательного портала «Маам. RU».

Публикации по теме:

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика как эффективное средство патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 12:10
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД