Получи документы

Музейная педагогика в ДОУ (из опыта работы ДОУ)

Татьяна Дринко
Музейная педагогика в ДОУ (из опыта работы ДОУ)

В детском саду разработана и реализуется программа развития «Шагаем вместе» на 2014-2017 годы. Для решения целей и задач программы развития педагогический коллектив внедряет в воспитательно- образовательный процесс:

музейную педагогику;

Публикация «Музейная педагогика в ДОУ (из опыта работы ДОУ)» размещена в разделах

Задачи по музейной педагогике включены в образовательную область «Познавательное развитие», «Музыкальная деятельность».В целях внедрения в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, разработки методических рекомендаций созданы и работают творческие группы педагогов.

Творческой группой педагогов разработаны проекты для ознакомления детей дошкольного возраста с предметами быта. Занятия проводятся в мини-музее детского сада, итоговое в форме развлечения.

Музыкальный руководитель разучивает народные песни, пляски, хороводные игры, проводятся народные праздники, («Рождество», «Праздник русского валенка», «Проводы зимы», «Масленица», «Пасха» и другие, посиделки («Посиделки у бабушки Марпиды»).

Педагогами разработаны и проводятся занятия («От старины до наших дней», «история одного предмета»).

Музей представляет собой фондовую комнату в которой организованы постоянные и передвижные экспозиции. Дети в мини-музее не просто рассматривают экспонаты, но и с большинством из них могут поиграть, подержать их в руках, примерить на себя народный костюм, платки, пояса, полистать тематические альбомы.

Технология музейной педагогики позволяет знакомить детей и взрослых с историей, культурой, бытом в форме интересных экскурсий и занятий

Детский музей-это целая воспитательно- образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребёнку вхождение в сложный мир исскуства, погружает его в мир традиционной культуры.

2. Актуальность

Музейная педагогика…Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Почему музейная педагогика стала нынче так востребована?

Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.

Чем раньше как бы невзначай, мы начнём приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства (водить в музеи, играть в богатырей и рыцарей, складывать мозаику по русским былинам и сказкам, тем естественнее и органичнее у них будет вырабатываться «инстинкт культуры», своего рода шестое чувство, которое сделает картину, книгу, мелодию, памятник архитектуры естественной потребностью, а не скучной диковинкой, навязываемой наставником.

И здесь на помощь приходит музейная педагогика. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить путешествие по земному шару, «заглянуть» в гости к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни…

Педагог, организуя различные виды деятельности, расширяет, уточняет и обогащает представления детей о предметах быта. Расширяет представления детей о процессе создания предметов быта, их истории (прошлом, настоящем, будущем). Расширяет представление о предметах быта как творении человеческой мысли. Вызывает чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.

Таким образом, с помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур., экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. А для дошкольников экскурсии в музей необходимы как база первичной подготовки будущих посетителей к восприятию экспонируемых в нем ценностей.

3. Задачи по музейной педагогике

• Учить ребёнка видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т. е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

• Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

• Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

• Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

• Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

• Воспитывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

• Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

4. Принципы музейной педагогики :

• предметность,

• наглядность,

• эмоциональность.

Предметный, наглядный метод обучения предлагается в качестве основного фактора воздействия

План методических мероприятий по внедрению «музейной педагогики» в воспитательно–образовательный процесс

5.1 Организационно – методическая работа с педагогами ДОУ

Цель: создать необходимые условия для повышения компетентности педагогов в вопросах обучения дошкольников.

Содержание работы

1. Изучить педагогическую, научно--популярную литературу; опыт работы педагогов дошкольных учреждений по данному направлению.

2. Проанализировать уровень готовности педагогов к работе с семьёй и детьми и отношение родителей к внедрению «музейной педагогики» в воспитательно-образовательный процесс

3. Составить картотеку статей из научно-популярных журналов, книг по данному направлению

4. Проанализировать

возможности предметно-развивающей среды дошкольного учреждения

5. Оформить инвентарную книгу учёта музейных экспонатов

6. Разработать план мероприятий посещения мини-музея

7. Разработать этнографический паспорт мини-музея

8. Проведение народных праздников («Праздник русского валенка», «Зимние забавы»)

9. Педагогический совет «Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к культурному наследию народа»

Форма проведения – деловая игра-викторина; презентация краткосрочных проектов.

1. подведение итогов работы по внедрению музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс (работа с педагогами, с детьми, с родителями)

2. Проведение открытых мероприятий с детьми с использованием музейной педагогики

3. Обобщение опыта работы педагогов

по данной теме

4. Анкетирование педагогов

«Ваше мнение»

5.2Организационно-педагогическая работа с детьми по музейной педагогике

Цель:

Формирование понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

1. Цикл занятий, бесед «От старины до наших дней», «История одного предмета»

2. Проведение мероприятий с детьми

«Тайны музейных сокровищ», «Где прячется красота», «Музеи разные нужны, музеи всякие важны»

3. Празднование 18 мая-международный день музеев

4. Посещение мини-музея детского сада, районного краеведческого музея

5. Совместная исследовательско-поисковая деятельность (педагоги, дети, родители)

6. Участие в сборе и выставке коллекций («Игрушки наших родителей», «Старинные предметы быта», «Елочке к празднику»).

5.3 Организационно-просветительская работа с родителями

Цель: создать условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по воспитанию детей

1. Информционный стенд в каждой группе (Музейная педагогика для дошкольников», «Музей и дети»)

2. Участие родителей в составлении тематических альбомов, коллекций, выставок («От старины до наших дней», «Игрушки-забавы»)

3. Оснащение мини-музея детского сада старинными экспонатами.

Публикации по теме:

«Музейная педагогика» (из опыта работы) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя. Где цвел? Когда? Какой весною? И долго.

Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду В наше время остро стоит вопрос о нравственном воспитании, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, часто становятся лишь.

Консультация «Музейная педагогика для дошкольников» Музейная педагогика…Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика в детском саду Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Воспитание гражданина и патриота, знающего и.

Консультация «Музейная педагогика в дошкольном образовании» Нижний Новгород— город музеев. Методом анкетирования мы выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее.

Музейная педагогика в ДОУ Казалось бы, такая обыденная вещь, как хлеб, богата не только историей, но и легендами, сказками. Такой музей мы создали и в нашем детском.

Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании» Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, потому что эта форма организации обучения соединяет в себе образовательный.

Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возрастаМузейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста Совместная партнерская деятельность по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Об истории деревни.

Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста В настоящее время остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, что вполне закономерно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в ДОУ (из опыта работы ДОУ)
Опубликовано: 2 ноября 2015 в 09:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД