Лучший педагог года

Музейная педагогика в детском саду

Чмутова Ольга
Музейная педагогика в детском саду

Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше: через колыбельные песни, частушки, потешки, игры — забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Публикация «Музейная педагогика в детском саду» размещена в разделах

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребен-ка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей спе-цифики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, ока-зывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. С. Карпинская, Н. Б Халезова, 3. А. Богатеева, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества по-буждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру пре-красного, развивает художественно-творческие способности детей, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Для этого есть много разнообразных способов и приемов. Чтобы активизировать у детей желание творить, мы использовали в своей работе «Музейную педагогику».

Музей для взрослого – это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша это, прежде всего мир пока неизвестных ему вещей.

Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Музеи, коллекция которых, настолько разнообразны и уникальны, что могут стать для дошкольников интереснейшим путешествием – открытием целой вселенной.

При первом посещении выставок педагоги сталкиваются с неожиданной проблемой – растерянностью детей. И это естественно: за свою жизнь они вряд ли могли видеть такое множество разнообразных экспонатов, картин.

Перед первой экскурсией надо создать ситуацию радостного ожидания, предупредив детей, что это новая игра. Возможностей посещать музеи и галереи мало, так как они находятся от нас далеко. Но мы в свою очередь постарались создать в группе возможность соприкоснуться детям с прекрасным. Это организация мини – музея, созданного воспитателями и родителями, включающего поэтапную работу:

1 этап – выявление значимости тематики выставки для творческого развития детей;

2 этап – организация выставки. Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволяет разнообразить мини – музей, сплотить и разделить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей;

3 этап – презентация – «День музея». Экспонаты в мини – музее доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп;

4 этап - занятия по закреплению впечатлений от увиденного. На них дети выражают свое эмоциональное отношение: рисуют, лепят, делают поделки;

5 этап – обсуждение тематики новой выставки.

Организация мини-музея - это праздник искусства, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети. Посещая выставки, дошкольники получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий народных мастеров, музыки и художественного слова.

Примерный план кружка «Музей и дети»

(подготовительная группа)

Октябрь – «Золотая хохлома»

Цель: Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи, дать представление о цветовой гамме, учить находить характерные особенности, развивать эстетическое восприятие предметов народного промысла.

Ноябрь – «Голубая гжель»

Цель: Расширять знания об истории гжельского промысла, учить выделять характерные особенности, формировать эстетический вкус.

Декабрь – «Матрешки»

Цель: Познакомить с народной игрушкой –матрешкой. Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Обратить внимание на ее яркость, нарядность, составные элементы.

Февраль – «Тагильский поднос»

Цель: Расширять знания об истории Уральского промысла, учить выделять характерные особенности, формировать эстетический вкус.

Март – «Выставка кукол»

Цель: Познакомить детей с понятием "музей кукол". Развивать представление о коллекции на примере народной игрушки. Привить детям любовь и бережное отношение к куклам.

Апрель – «Жостово»

Цель: Продолжать знакомить с народным искусством на примере творчества мастеров Жостово, воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства.

Май – «Ярмарка»

Цель: Показать красочность и яркость изделий народных мастеров. Учить находить сходства и различия разных народных промыслов, характерные черты.

В мини - музеях любят работать и дети, и педагоги, и родители. Они с большим удовольствием откликались на предложение помочь подготовить выставку в мини-музее, найти художественный материал: стихи, загадки, потешки. Вместе обсуждали тематику предстоящих экспозиций, активно собирали экспонаты. Совместно с детьми и родителями мы создали такие выставки: «Золотая хохлома», «Матрешки», «Коллекция кукол», «Голубая Гжель», «Тагильский поднос».

Наш край издавна славится лаковой росписью. Это кропотливый и долгий процесс превращения от черного полотна подноса в художественное изделие. Шире познакомить детей с красотой изделий мастеров Урала позволила выставка «Тагильский поднос».

Для обогащения опыта родителям предлагали познакомиться с материалом в рубрике «Интересно». Им предлагали следующие темы: «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Кукла», «Хохлома». Этот материал предлагался родителям параллельно с выставкой детских работ. Родителей призывали бережно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду влияет на формирование личности и возможностей для его творческого развития. Давая ребенку определенные знания, представления и возможность соприкоснуться с искусством в повседневной жизни, побуждаем его к деятельности и творческому применению знаний и умений, формируем национальное самосознание, развиваем любознательность, художественное восприятие, приобщаем к миру искусства, воспитываем патриотические чувства через социокультурную среду мини – музея.

Публикации по теме:

«Музейная педагогика» (из опыта работы) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя. Где цвел? Когда? Какой весною? И долго.

Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду В наше время остро стоит вопрос о нравственном воспитании, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, часто становятся лишь.

Фотоотчёт «Музейная педагогика в ДОУ»Фотоотчёт «Музейная педагогика в ДОУ» Традиционным в детском саду стало сотрудничество с городским краеведческим музеем имени В. В. Андрияшева. Около 10 лет идёт работа по патриотическому.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ.Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ. Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности.

Музейная педагогика в ДОУ Казалось бы, такая обыденная вещь, как хлеб, богата не только историей, но и легендами, сказками. Такой музей мы создали и в нашем детском.

Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возрастаМузейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста Совместная партнерская деятельность по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Об истории деревни.

Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста В настоящее время остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, что вполне закономерно,.

Проект «Музейная педагогика для дошкольников»Проект «Музейная педагогика для дошкольников» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в детском саду
Опубликовано: 11 сентября 2015 в 18:45
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД