Наталья Петрина
Музейно-педагогическое занятие «Обувной переполох в сказочном королевстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Музейно – педагогическое занятие :
«Обувной переполох в сказочном королевстве.»
Автор : Петрина Наталья Владимировна
воспитательГБДОУ№14
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Цель работы:
Исследование сказочной обуви как источника информации о самом предмете, о герое, которому принадлежит этот предмет и о сказке, в которой упоминается этот предмет.
Публикация «Музейно-педагогическое занятие „Обувной переполох в сказочном королевстве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Темочки
Задачи: Мотивировать детей к исследованиям. Развивать способности извлекать информацию на основе предмета материального мира. Прививать навыки самостоятельного исследования. Развивать способности анализировать, сопоставлять,выделять главное. Получать «радость» от результата работы. Адресат: Подготовительная группа (6-7лет).
Тема: обувь в сказках, ее роль в сказке, значимость для сказочного героя.
Завершение: организация выставки одного предмета «Хрустальная туфелька».
Музейно-педагогическое занятие «Обувной переполох в сказочном королевстве» является одним из занятий цикла : «Что у Бабушки в лукошке».
Бабушка для ребенка ассоциируется с добром, нежностью, умением и мастерством. Она все умеет, со всем поможет и научит. Вот и наша Бабушка –знакомит ребят с различными повседневными предметами (одежда, обувь, головные уборы, а тех кто постарше с инструментами для рукоделия, различными материалами,научит элементарным навыкам работы с этими инструментами.
Темы цикла:
1. «По одежке встречают». Старинная одежда - рубаха, штаны,понёва, сарафан. (что часто встречается в сказках)
2. «Знакомство с тканью». Разнообразие видов тканей. Создадим ткань сами - своими руками! Весёлые лоскутки – лоскутная техника.
3. «Конь стальной – хвост льняной». Из истории иглы и её сестрички булавки.
4. «Инструмент бывалый : небольшой, не малый. У него полно забот: он и режет и стрижет!» Из истории ножниц.
5. «Ух-ух, разгорелся наш утюг!» Как появился утюг.
6. «Секреты пуговицы».
7. «Сшей, Дуня, сарафан». Учимся различным видам стежков (для старших групп).
Помоги Дуне одеться на прогулку (дидактическая игра) – для младших групп
8. «Из истории вышивки». Вышивка как украшение и как оберег.
9. «Обувь и сказка»
Бабушка персонаж реально-театральный, обязательный атрибут – это лукошко, из которого и появляются предметы для исследования.
Описание хода занятия :
Театрализованный персонаж Бабушка, уже знакома детям по предыдущим занятиям. Дети знают, что в лукошке, с которым Бабушка пришла обязательно находятся предметы, и с ними будет происходить какое-то действие. В данном случае Бабушка из лукошка достает и выкладывает перед детьми (в зависимости от количества детей, что бы затем работать в паре) предметов не парной обуви : настоящие - лапти, восточные туфли, хрустальная туфелька, унты, сапоги и др. по мере возможности. Бабушка сетует на то, что кто-то разбросал по коридору сада обувь по одной, как будто кто-то в спешке собрал всю обувь, а по дороге растерял. Кто это мог быть и зачем это понадобилось? Достает из лукошка собранную обувь детям по одной. Все пары перемешались и что нужно сделать непонятно. Здесь звучат фанфары, входит в группу еще один персонаж Глашатай из кинофильма «Золушка», он встревожен, достает свиток и зачитывает послание. «Во дворце переполох. Объявленный бал по поводу свадьбы Золушки и принца может не состоятся, так как мачеха украла у нескольких гостей обувь, а самое главное похищены хрустальные туфельки. Просьба если обувь найдется вернуть срочно во дворец!»
Бабушка говорит, что она как раз и нашла обувь, но все перепутано и что, для кого непонятно, надо рассматривать, исследовать, сопоставлять, составлять пары. Бабушка просит Глашатая задержаться, ребята обязательно разберутся и помогут.
Далее взаимодействие с детьми, работа детей в парах по таблице в картинках ( дан алгоритм исследования: размер, форма, цвет, материал и т. д.) Дети исследуют обувь, затем соединяют пары, по мере готовности бабушка предлагает рассказать всем о получившейся паре обуви, из чего они сделаны, цвет, материал, форма, детали и особенности. Соединенные пары отдают Глашатаю и просят передать это конкретному сказочному герою «вывести» детей на сказки (принадлежность сказочному герою) и, чья эта сказка, принадлежность стране в которой сочинили эту сказку. Лапти - русские сказки, восточные туфли – сказки востока (Алладин или Маленький мук, унты - северные сказки и т. д. Глашатай уносит обувь, передает сказочным героям, а сам возвращается к ребятам.
Проблема - Хрустальная туфелька одна – и что делать?
Бабушка предлагает решить вопрос с туфелькой, ведь без Золушки бал точно не состоится.
Вопрос - если нет пары сможет ли Золушка пойти на бал? (ответы детей - Нет- потому что в одной неудобно, нельзя и так далее. Да - потому что можно найти-купить-сделать другие туфельки) Бабушка соглашается с тем, что можно сделать и предлагает сделать туфли из бумаги, ведь в сказках возможно танцевать и в бумажных туфельках. Из лукошка достается разноцветная бумага, шаблон для вырезания, клей. Бабушка предлагает несколько пар на выбор (не забыть, что в паре обувь должна повторять одна другую) Дети самостоятельно делятся на пары для дальнейшей работы.
Когда все пары готовы, красиво расставляем их, затем все передаем Глашатаю. Пусть Золушка сама выберет, какая пара ей лучше подойдет к бальному платью. Глашатай уходит. Включается экран, звучат фанфары. Бал объявляется открытым. Звучит попурри из различных мелодий 1 мелодия – менуэт - первый танец. Кто танцует его? Почему вы так думаете? Появляется видео фрагмента танца 2. Мелодия меняется на восточную - кто, какие сказочные герои, далее – мелодия 3. народов Севера, 4– русская мелодия.
Бабушка берет в руки хрустальную туфельку. Рассматривает, еще раз уточняет, что узнали дети исследуя туфельку (материал, отделку, элементы декора, что предмет рассказал о хозяйке и т. д) Затем спрашивает у детей : «Так что же сделать с хрустальной туфелькой? (убрать, спрятать)». Навести детей на мысль, что надо сдать куда-то на хранение, чтобы ей могли любоваться люди, дети, взрослые, а куда? В музей! В детском саду есть небольшой музей сказок. Туда и передадим туфельку. А лучше если мы с вами сами создадим выставку одного предмета «Хрустальной туфельки» А когда будет готова выставка, то обязательно ее посетим вместе с родителями и ребятами из других групп.
Итоги апробации.
Музейно-педагогическое занятие проведено в дважды с разными подгруппами детей:
Первое музейно-педагогическое занятие проведено с подгруппой 9 человек. 4 мальчика, 5 девочек. Второе с подгруппой 11 человек - 6 мальчиков, 5 девочек. Помещение музыкального зала, круглый стол, мультимедиа установка. Ведущие: сказочные герои Бабушка и Глашатай. Плюсы: с интересом рассматривали обувь, считав информацию в соответствии со своим жизненным опытом (с лаптями уже знакомились, когда проводились тематические занятия по знакомству с русской культурой – как из чего, для чего, в каких сказках уже проговаривалось с детьми ранее). Остальные предметы обуви точно ассоциировались со сказками, но только в анимационном варианте (видели в мультфильмах, поэтому возможность потрогать покрутить, рассмотреть и рассказать о своих ощущениях было впервые. Эмоциональный аспект выступил как толчок и более внимательному рассматриванию (мех - мягкий, теплый, наверное из оленя, носила девочка, потому что вышит для красоты. Восточные туфли из ткани, потому что в «Турциях очень жарко», цепочки и бусинки блестят на солнце, потому что там солнце постоянно. Туфелька стеклянная, потому что хрусталь- это такое стекло. Чем-то специальным сделаны узоры и рисунки на самой туфельке и даже на ее подошве, как же было трудно Золушке танцевать, чтобы они не разбились) Рассматривание так же дало возможность провести ассоциацию между предметом (обувью) и сказкой. Сложность - способность договариваться и выслушать партнера. Как наблюдение и вывод - сказки в основном знают по мультфильмам, с книгами в основном дети встречаются в детском саду. Рассматривание иллюстраций – это следующий этап работы с этой группой детей (но параллельно и с родителями, так как незаинтересованный родитель не сможет заинтересовать ребенка).
Культурные практики – это «способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта» (И. А. Лыкова). Представленное занятие можно считать культурной практикой. Детям было интересно, они самостоятельно делали выводы и проводили ассоциации в соответствии со своим жизненным «багажом» и опытом. Как эмоциональный отклик небольшой предновогодний «Бал сказок». На отдельном столике, на бархатной подушечке хрустальная туфелька, а в музыкальном зале дети танцуют менуэт, кадриль, восточный танец.
Одна туфелька послужила и основанием для выставки одного предмета, и для бала, в котором с удовольствием участвовали «исследователи».