Оксана Скороходова
Музыка для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства очень большой и исполнен фантазии, поэтому музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес.
Многие композиторы сочиняли произведения для своих родных малышей, а также посвящали свои произведения детям своих родственников и друзей. Например, И. С. Бах, обучающий музыке своих детей, писал для них различные пьесы («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»). Появление «Детского альбома» П. И. Чайковского обязано общению композитора с детьми его родной сестры и воспитанником брата.
Публикация «Музыка для детей» размещена в разделах
В музыке для детей у композиторов самых разных стилей проглядывают общие черты: яркая, почти зримая образность; ясность музыкального языка; чёткость музыкальной формы.
Мир детства в музыке светел. Если в нём проскальзывает лёгкая грусть, печаль, то она быстро сменяется радостью. Часто композиторы создавали для детей музыку на фольклорной основе. Народные сказки, песни, пляски, прибаутки, байки увлекают детей яркими образами, вызывая у них живой отклик.
Сочиняя музыку для детей и юношества, композиторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания маленькому существу. А если сочинения пишутся для исполнения самими ребятами, композитору надо учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть неопытные руки юных музыкантов. Он должен хорошо разбираться в интересах ребят разного возраста: то, что полюбится малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет школьника-подростка. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки.
Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».
Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии – тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.
Иногда детской музыкой становится произведение, написанное не для детей. Людвиг ванБетховен написал музыку к пьесе Гёте «Ярмарочный праздник». По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием.
Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.
Другой французский композитор — Камиль Сен-Санс — сочинил «Карнавал животных» — фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.
Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман. Он создал фортепианный «Альбом для юношества» — пьесы разной трудности. Для младших — такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших — «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др
Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом» для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка».
К сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н. А. Римский-Корсаков. Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко».
Мир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси — Морису Равелю. И из-под его пера появляются такие произведения, как «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано, «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа, «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра).
Выдающийся русский композитор Анатолий Константинович Лядов сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток.
В XX в., следуя Шуману и Чайковскому, для детей писали композиторы разных стран мира. Француз Клод Дебюсси сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок».
Еще один цикл пьес можно отнести к детской тематике – это «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Благодаря ярким, сказочным, нереальным образам этот цикл стал очень популярен среди детей. Но почему это произошло? Наверно потому, что Мусоргский смотрел на детей, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, и хорошо их понимал. Свою искреннюю любовь к ним он выразил в вокальном цикле «Детская». Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях, и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка.
Венгерский композитор и педагог Бела Барток считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки.
Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, – одна из важнейших граней творческого облика советского композитора Сергея Прокофьева. Им было написано много произведений специально для детей или о детях. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелости положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Есть у него и фортепианные произведения для детей. Это сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – «Детская музыка.
Немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть.
Необходимо знакомить детей с классической музыкой в любом возрасте. Пусть она звучит во время их игр и других занятий. Ребёнок будет эмоционально развиваться и приобщаться к искусству, что важно для становления личности – в этом убеждены многие педиатры и педагоги.
Музыка для детей советских и современных композиторов»
Детская музыка, как и детские песни, существовала всегда. В 19 веке были созданы целые музыкальные циклы, предназначенные для маленьких слушателей. Детские мелодии писали: Шуман, Равель, Дебюсси, Чайковский. Не обошли вниманием этот жанр и современные композиторы. Специально для дошкольников писали музыку такие композиторы как Д. Л. Львов-Компанеец, А. Филиппенко, Е. Тиличеева, Т. Попатенко, М. Красев, В. Витлин, Д. Кабалевский, З. Роот и др. Легендарные современные композиторы писали не только веселые песни, танцевальные мелодии, но и целые детские оперетты и даже оперы. Среди них: «Доктор Айболит», «Буратино», «Три толстяка», «Морозко», «Конек-горбунок» и другие.
О необходимости введения в процесс музыкального воспитания детей примеров современной музыки наряду с классическими произведениями музыкального искусства говорили многие авторы еще в начале XX века. Б. Л. Яворский утверждал: «Следует пропагандировать среди юных слушателей музыкальное творчество современных композиторов, ведь это творчество является результатом отображения в музыке новых течений, «прокладывающих пути музыкального искусства вперед».
В советское время происходит настоящий бум детской песни, связанной с появлением мультфильмов и многочисленных художественных фильмов для аудитории малышей. Работали авторы мелодий вместе с выдающимися поэтами, такими как В. И. Лебедев-Кумач, А. Барто, С. Я. Маршак, С. В. Михалков и другими. Известные композиторы – И. О. Дунаевский, В. Шаинский, Д. Б. Кабалевский – создали веселые детские песни-шедевры. До сих пор мы продолжаем с удовольствием слушать их, напевать, а сегодня с появлением интернета можно просто скачать мелодии и наслаждаться их прослушиванием.
Детские песни современных композиторов наполнены жизнерадостностью и оптимизмом. И хотя многие из них написаны были еще полвека назад, они остаются актуальными и для сегодняшнего поколения. Наиболее знаменитые композиторы – Г. Гладков и В. Шаинский. Они, пожалуй, написали наибольшее количество детских мелодий. Среди них и танцевальные, и просто веселые, заводные, поднимающие настроение.
Г. Гладков – настоящий детский композитор. Ему принадлежат песни из таких известных фильмов, как: «Дети капитана Гранта», «Красная шапочка», мультфильмов «Пластилиновая ворона», «По щучьему веленью», «Про Федота – стрельца» и т. д.
Еще одна легенда современных детских мелодий – В. Шаинский. Его песни стали практически народными – настолько часто они поются по поводу и без повода. Всего В. Шаинский создал их более 300. Все знают такие веселые мультфильмы, как: «Чебурашка», «Крошка-енот», «Мама для мамонтенка» и не менее веселые, жизнерадостные детские песни, которые в них поются. В. Шаинский создавал в основном танцевальные мелодии, под которые легко двигаться, а, следовательно, их можно использовать на детских праздниках, при постановке танцевальных номеров в кружках и т. д.,
Конечно, современные детские песни не ограничиваются тем, что было создано в советские времена. Композиторы продолжают писать музыку для детей. Исполнителями веселых современных мелодий являются, как и прежде, дети, несущие новые интонации и манеру исполнения в привычные для нас темы. Это могут быть старые детские песни в современной обработке или необычном исполнении. В практике работы дошкольных учреждений не только для исполнения, но и для танцев, театрализованных постановок, для игры на детских музыкальных инструментах активно используются современные песни из репертуара детских шоу-групп, таких как: «Улыбка», «Талисман», «Саманта», «Дельфин», «Киндер-сюрприз», «Барбарики», «Кукутики» и т. д.
Как показывает практика, заводные ритмы детской современной эстрады привлекают сегодняшних дошколят больше, чем те старые добрые песни, которые пели в дошкольном детстве их мамы и папы. Ничего плохого в этом нет, ведь иной ритм жизни, иная мода на музыку и, к сожалению, иные ценности, все это откладывает свой отпечаток на подрастающее поколение. Главное, чтобы музыка, которую слушают и исполняют наши дети, была правильно подобрана - имела художественную значимость, воспитательную направленность, соответствовала возрасту, была педагогически целесообразной и востребованной в жизни современного ребенка.